РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Жизнь Церкви  |  духовный поиск
 
25 апреля 2010 г.  

Работать с православным: дорога в патерик, вымощенная благими намерениями

На эту тему много говорят и пишут. Как те, кто сам является «православным врачом», или экономистом, или уборщицей, так и руководители, нанимающие на работу специалистов с таинственной приставкой «православный». Будучи уже довольно длительное время и тем, и другим одновременно, могу смело утверждать: работать с православными людьми — прямая дорога в патерик. Вот только вопрос, в каком качестве тебя в него запишут…
Как-то в разговоре с одной знакомой матушкой зашла у нас речь о православных нравах.
В частности, какие из сложившихся приходских традиций по тем или иным причинам не укладываются в голове. Меня тогда терзало недоумение – почему люди, из года в год каждое воскресенье встречающиеся за богослужением в храме, часто ведут себя при этом как чужие. Не здороваются, не общаются — ни тебе духа общинности, соборности, совместного делания. На что матушка — мудрый, опытный человек — спокойно заметила: «Но ведь, прежде всего, предстоящие в храме — это незнакомые люди».
Тогда это замечание стало озарением: не обязан же каждый, приходящий в храм помолиться и почерпнуть благодати Божьей, автоматически начинать общение с окружающими его в церкви людьми. Ведь и в жизни мы сходимся по интересам и общности характеров, так почему в церковной ограде должен действовать другой принцип?
Мысль эта, может и спорная, помнится, ощутимо сняла накопившееся в душе напряжение. И сейчас, останавливаясь, время от времени, взглядом на прихожанах, с которыми хотелось бы познакомиться поближе, напоминаю себе, что общение нужно заслужить. Что нужно уметь быть интересным собеседником, а не навязываться человеку под предлогом «а я в это воскресенье рядом с вами справа от клироса стоял…»
Иначе обстоит дело с работой и квалификацией. Если ты православный, и приходишь устраиваться на работу к православному руководителю, то возьмут тебя обязательно — с руками и ногами. На собеседовании поговорят с тобой о святых отцах и общих знакомых (которые всенепременно обнаружатся, потому как православный мир, тем более в нашей стране, тесен), и в последнюю очередь зададут пару вопросов о твоей квалификации. Неважно, что ответишь, и насколько велик твой опыт работы — главное, что «православный еси», а всё остальное приложится. И нельзя сказать, что схема эта не работает. Сколько раз бывало, что человек, желающий потрудиться на благо Церкви в любом из направлений ее деятельности, пусть даже в незнакомой до этого для себя ипостаси, путем смирения, трудолюбия и послушания достигал отличных результатов. Понимая, что именно в церковной ограде он хотел бы трудиться, преодолевал даже превосходящие его силы преграды, твердо следуя намеченной цели. И получалось хорошо, и получалось то, чего никто даже ожидать не мог.
Поэтому приставка «православный» к любому виду специальности — это, как правило, исключительно плюс. Как знак качества, подразумевающий, что человек, получивший, как и сто его сокурсников по вузу, определенную специальность, к преподаваемым ему знаниям приложил свою волю, прилежание, личное нравственное усилие.
Другое дело, что за прилагательным «православный» часто не стоит ровно ничего
То есть, да, человек ходит в церковь, исповедуется, причащается, осваивает тонкие богословские вопросы, ведет с прихожанами умные беседы. А зубы, как врач, ремонтирует очень плохо — небрежно, неаккуратно, причиняя пациентам боль. Пломбы его выпадают, зубы, запломбированные им, крошатся… Но он – православный врач. И прихожане с благоговейным придыханием, взахлёб, рассказывают и рекомендуют друг другу обращаться только к «православному зубному врачу». При этом вслух сказать, что у него плохо получается, — стесняются. Ведь он — «православный».
И таких зубных врачей — множество. Равно как портных и кондитеров, корректоров и журналистов, веб-мастеров и системных администраторов, писателей и поэтов, певцов и водителей. А подчас и священников. Когда плохая квалификация или скверные личные качества делают работу с человеком неприятной до невозможности, а ты — как те мыши, которые «плакали, кололись, но, продолжали есть кактус». Уговаривая себя при этом, что не человек – хам, а ты недостаточно смиренный; не коллега по работе необязательный, а ты слишком придирчивый; не стихи плохие, а ты приземленный и недуховный, ничего в искусстве непонимающий.
А главное — укрепляясь в желании завершить сотрудничество или прекратить общение с подобным «тяжелым» соработником, муки совести чувствуешь ужасные: вроде как православные христиане, должны вместе держаться… Ты сам, недостойный раб Божий, должен понести, так сказать, тяготы другого: если он не выполняет своих обещаний — самому за него выполнить, если плохо делает свою работу — остаться после рабочего дня и переделать за него. А если тебя при этом одолевают возмущение и гнев, значит, горделивый ты и строптивый к тому же…
Не спорю, наши ближние — лучшие «смирители».
Господь, как неоднократно подчеркивают в своих проповедях священнослужители, посылает в нашу жизнь именно тех людей, взаимодействие с которыми наилучшим образом ведет нас ко спасению, проявляет наши слабые в духовном плане места, учит терпению и смирению. Очень близким в этом отношении является для меня Курт Воннегут со своей известной фразой: «Если чья-то жизнь без видимых причин переплелась с вашей и вы никак не можете расстаться, то это, вероятно, член вашего карасса, команды, которую собрал Бог, чтобы она для него что-нибудь, наконец, сделала». Только так, по моему глубокому убеждению, и следует относиться к окружающим тебя людям — что бы в них тебя ни задевало. Но при этом важно — просто жизненно необходимо — четко расставлять приоритеты. Мы команда, если движемся к одной цели. Если мы пришли работать, то критерием оценки для нас должно быть не выносливость к выстаиванию долгих богослужений или знание церковного устава, а стремление и умение хорошо делать свое дело. Не возьмет же священник на клирос человека, с детских лет посещающего храм, но не имеющего ни слуха, ни голоса, чтобы петь в церковном хоре… Так и здесь. Лучше пусть православный верующий примет решение не работать больше в редакции церковного издания, если не чувствует к тому расположения и желания осваивать труднодающуюся тему. Тем самым он сохранит мир в душах — своей и членов коллектива, взаимоуважение и желание продолжить хотя бы молитвенное общение.
А вообще, интересная это категория специалистов — православные. Каких только «перлов» здесь не встретишь. Им и денег не нужно — «во славу Божью» работают. Правда, как потом может оказаться, если денег они не берут, то и работу до конца не доводят. Им главное – для Церкви потрудиться и Богу угодить. Но, радуя твой слух фразами «проклят тот, кто дело Божье делает небрежно», они в ту же самую секунду то же самое Божье дело делают не то, что небрежно, а вообще никак — или абы-как. И на любые твои вопли: так же нельзя, это же никуда не годится, чистосердечно вопиют в ответ: «Ай, как нехорошо получилось!» Они говорят, что готовы хоть день и ночь для церкви работать — а не работают ни днем, ни ночью. Приходя и устраиваясь на работу, они с опаской, прямо тебе в лицо говорят, что их предупреждали, как «ненадежно и неблагополучно с точки зрения оплаты» сотрудничать с православными компаниями. И ты разбиваешься в лепешку, чтобы не подвести, чтобы человеку достойно оплатили труд. Стараешься похвалить лишний раз, а он садится на голову и перестает ходить на работу. Когда, в конце концов, ставишь вопрос о прекращении этого бедлама: или работай, или на выход, в ответ слышится: «Ну вот, меня предупреждали, что нельзя связываться с православными работодателями…»
Выдерживать иные «кренделя» порой вообще не представляется возможным. А когда окончательно сдают нервы, и ты уже чувствуешь, что вконец «намучился», а за твое терпение тебе при жизни памятник нужно ставить, вдруг по аське совершенно случайно получаешь слова: «…Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства».
Вот так вот. Ты-то думал, что это ты смиряешься, терпишь и страдаешь от нерадивости работающего с тобой бок о бок ближнего. А выходит, что он в это время, может так статься, праведному Симеону подражает. И его «совершенное смирение и нестяжательство» потом в Патерике будет описано. А ты, не ровен час, тоже в Жития святых попадешь, как гонитель и притеснитель преподобного…
Лучший выход, наверное, — не доводить друг друга «до святости». Не испытывать терпение, не совершать одних и тех же ошибок, не подводить по мелочам, не срывать сроки сдачи работы. Одним словом, трудиться, вырастая на своем рабочем месте, прежде всего, профессионально. Чтобы в производственном процессе — будь-то выпечка хлеба, пошив одежды или написание информации — о тебе судили по тому, какой ты спец. А не прикрывали твои недоделки оправданием «зато он знаете какой православный!..»

Источник: http://orthodoxy.org.ua

Комментарии (1):

1. Евгения (Дата: 2010-04-26)

Смеялись всем нашим православным коллективом, вернее не совсем всем.. Я работаю в православном магазине, и все точно как "про нас".

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins