РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Жизнь Церкви  |  вера и магизм
 
12 февраля 2010 г.  

Небесное в земном, или несколько слов об обрядах

Церковная традиция формировалась веками, и если рассматривать ее во всей полноте, то нас непрестанно восхищает глубина ее богословского смысла, гармония формы (обряда) и содержания (Таинства). Большинство людей, приходящих в храм, не осознают в должной полноте сакральный смысл священнодействия и богослужений, особенно это касается тех, кто приходит в храм только по большим праздникам, т.е. несколько раз в год, и которым в церкви непонятно практически все.
И вот типичная картина: церковный праздник, который включает в себя какое-либо благословение или освящение. Именно в эти дни в храмы стекается большое количество людей, многие из которых всерьез считают, что самое главное в этот праздник ОСВЯТИТЬ то, что они принесли (вербу, куличи, яблоки). В Церкви – праздник, души и сердца молящихся переполнены благоговением и радостью, а перед храмами выстраиваются рядами люди, которым неинтересен праздник, которые напряженно ждут, когда выйдет батюшка, совершит необходимую «процедуру», и они уйдут уже домой. Явление довольно печальное, имеющее много причин, начиная от языческих пережитков в нашем сознании, нашего общего бескультурья и заканчивая сегодняшним прагматичным образом жизни, когда внешнее становится важнее внутреннего, а проблема духовного совершенствования никого не интересует. Восприятие церковной традиции только как обрядовой, а часто еще связанной и с какими-либо суевериями, у одних людей закрепляется как норматив, других отталкивает от Церкви.
Но как бы то ни было, обрядовые традиции вызывают у людей много вопросов. И по сложившейся традиции на вопросы отвечает ведущий рубрики «Диалоги» протоиерей Александр Немчинов.

– В Православной Церкви много различных обрядов, какова их роль в духовной жизни человека?

– Обряд – это внешняя сторона проявления Таинства и священнодействия, это своего рода сосуд, содержащий в себе святыню. Можно сказать, что обряд – это естественное проявление религиозности. Если, к примеру, нам весело – мы смеемся, если очень грустно – мы плачем, и это внешнее проявление нашего состояния. Так и в обрядах проявляется наше благоговение и любовь к Богу. А в таком священнодействии, как окропление святой водой, момент освящения становится видимым, даже осязаемым.

– Значит то, что освящено имеет сакральное содержание и оказывает благотворное влияние на тех, кто с ним соприкоснется?

– Имеет, но не на всех, а лишь на тех, кто воспринимает все освященное с верой, а значит, с доверием и осознанием святости. «По вере вашей да будет вам».

– Очень часто в сознании людей Церковная традиция соседствует с откровенными суевериями. Например, какой рукой ставить или передавать свечу и целый ряд «народных преданий», как ее гасить и др. Почему такие суеверия присутствуют в Церкви и оказываются столь живучими, ведь отношение Церкви к ним строго негативное?

– Здесь нужно провести небольшой исторический экскурс. Парадокс, но монументальные, высокоразвитые языческие культы умирают и уходят в прошлое без остатка, а слаборазвитые – продолжают существовать в виде каких-либо примитивных суеверий. Так, например, мы не видим каких-то пережитков египетского или олимпийского язычества, зато многие элементы верований наших предков – славян оказались, как вы правильно сказали, живучими. Мало того, они приживаются, мимикрируют и паразитируют в Церкви. И «благодаря» им, появляется соблазн низвести Православие на уровень примитивного земледельческого языческого культа. Понятно, что это гораздо легче и проще, чем путь самосовершенствования через вхождение в полноту Церковного Предания.

– В сознании многих людей, к сожалению, освященная верба, Сретенские свечи, Троицкая трава являются неким магическим оберегом. Нет ли здесь опасности слияния христианства с магизмом?

– Магизм и Православие – это пути взаимоисключающие. Здесь никакого компромисса, тем более слияния, быть не может. Другое дело, что элементы магизма, увы, проникают в Православие как некое инородное вкрапление. Хуже всего, что они проникают и живут в сознании людей. Здесь очень важна духовно-просветительская работа, чтобы помочь людям прозреть, а самое главное, чтобы воцерковление и становление духовно-молитвенного опыта было полноценным и здоровым. Тогда подобные магические заблуждения станут для человека попросту неприемлемыми.

– Наверное, на каждый праздник, связанный с освящением, Вам приходится слышать много вопросов на эту тему. Какие из них наиболее распространенные?

– Видите ли, вопросы, связанные с освящением чего-либо, чаще всего задают люди еще невоцерковленные. Но Церковь никогда не упускает надежды на то, что ВСТРЕЧА со Христом у них еще впереди. Что же касается содержания вопросов, то, в основном, это вопросы, связанные с внешней формой, скажем так, с «технической» стороной освящения. Всегда удручают (наверное, как и любого пастыря) такие вопросы: «В котором часу прийти, чтобы освятить (яблоки, куличи, воду)?». Представьте, если дети приходят к родителям только для того, чтобы что-то у них взять, всячески показывая, что сами родители им не нужны. Конечно же, для родителей это обидно и оскорбительно. Так и к Отцу нашему Небесному нужно идти не только, когда что-то случилось и нужна Его помощь, и не только для того, чтобы что-то взять, а для молитвенно-духовного единения с Ним. И единственным побуждением к этому может быть только любовь, и только тогда может состояться этот Богочеловеческий союз, к которому призвано все человечество.

Комментарии (2):

2. Шура (Дата: 2010-02-14)

«По вере вашей да будет вам». Значит, если я верю в магию таинства, то оно будет магическим действием?

 
1. Священник Александр (Дата: 2010-02-22)

Увидеть магию в таинствах Церкви невозможно, поскольку ее там нет. Если же человек все-таки видит то, что ему хочется увидеть, то он пребывает в состоянии самообмана,

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins