РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Православная женщина в современном мире  |  девичник
 
11 февраля 2010 г.  

КУДА УЙДЕМ со школьного двора...?

Чего только нам не приходится слышать о студенческой жизни: «Это были мои лучшие годы!», «Только в университете можно встретить настоящих друзей!», «От сессии до сессии студенту живется весело…» и многое другое. В полной уверенности, что теперь-то, наконец, все будет по-настоящему, мы готовимся сполна насладиться благами беззаботного студенчества и полностью расслабляемся в ожидании преображения.… А зря. Будучи православными, мы, прежде всего, оказываемся перед непростой задачей: распробовать студенческую жизнь «на вкус», при этом сохранив веру.
Вот в эти-то длинные ночи я и стал задумываться над прочитанным
и над тем, что говорили мне студенты. Пытался уяснить, правы ли они... Думал: а что сказал бы обо всем этом Христос?
«Овод» Э. Л. Войнич

Новоиспеченным студентам, и их родителям предстоит столкнуться с рядом проблем, которые могут значительно отравить «лучшие годы». Чтобы этого не случилось, нужно знать противника в лицо.
Во-первых, очень важно не ошибиться в выборе факультета. Существует такое мнение, что люди с наиболее здоровой психикой выходят из той среды, где количество мужчин примерно равно количеству женщин. И действительно – на студентов-психологов, журналистов, юристов приятно посмотреть: нормальные люди с очень адекватным мировосприятием. Физмат-физтех – балбесы. Филфак – серпентарий. Это же совершенно ненормально, когда на потоке 48 девушек и один несчастный парень!
Во-вторых, нужно временно отключить способность впечатляться по любому поводу. Первый семестр – это состояние «между». Казалось бы, человек, уже поступил в университет, но студентом его никто считать не собирается, только после первой сессии. Самое приятное, что может быть для злобного второкурсника – это стращать перепуганных детей историями о зверствах нелюдей, которые официально именуются преподавателями. Особое удовольствие заключается в том, что всего только год назад они сами были абитурой и – мне ли не знать! – валерьянки было выпито немало, но объективных причин на то не было. Внимание: преподаватели – такие же люди, у них есть семьи, друзья, родители. Они едят, смотрят телевизор, спят в кровати, летом ездят на море, а при простуде парят ноги в тазике с горчицей. С какой стати обыкновенных людей вдруг начинают воспринимать так, будто они считают своей основной задачей испортить жизнь всем и каждому? Есть одно правило, которое ни разу в жизни меня не подводило: к людям нужно относиться по-человечески. Если студент смотрит на преподавателя и предмет с уважением, он никогда не провалит экзамен. Позволю себе дать небольшой совет: необходимый минимум знаний в сочетании с находчивостью «вытянут» даже при самых неблагоприятных обстоятельствах. Кстати, нервозность и бессонная предэкзаменационная ночь ощутимо усугубляют ситуацию и никогда не бывают оправданными. Неоднократно подтверждалось, что многочисленные ритуалы по призыванию «шары», заговоры, снадобья и даже попытка загипнотизировать преподавателя не оказывают желаемого воздействия. О помощи в учении нужно молиться Сергию Радонежскому, просить заступления Божия во время экзамена. Проверено на себе – это помогает гораздо лучше! Но важно не забывать, что Господь любит трудолюбивых, поэтому готовиться все же надо.
Еще одна проблема, с которой мы сталкиваемся во время сессии, – это переход на так называемые рыночно-деловые отношения, причем в последние годы их инициаторами становятся именно студенты. Нам часто намного легче заплатить деньги, чем учить 60 билетов на экзамен или сдавать зачет. Но здесь важно понимать: может получиться так, что, заплатив однажды, придется таким образом решать проблемы все последующие годы обучения, даже там, где вполне было бы достаточно извиниться и поговорить. Особенно неэтично предлагать деньги преподавателю с родной кафедры, тогда можно считать репутацию безнадежно и окончательно испорченной. И главное: что бы там ни было, а давать взятки, как и брать их, – это довольно серьезный грех. Таким образом, мы не только грешим сами, но и толкаем на грех ближнего.
Отдельный разговор коснется студенческих общежитий. Когда я приехала из родного города в областной центр, мне больше всего хотелось жить именно там, поскольку романтику общежития мне давно уже расписали в самых радужных красках. Первое, о чем сообщили местные «старожилы», было то, что я обязана пройти курс социализации. Для этого нужно было совершить несколько шокирующих поступков, но, слава Богу, у меня все же хватило ума этого не делать. Как выяснилось впоследствии, таким образом новеньких испытывают, проверяют, насколько они способны отстоять свои убеждения и индивидуальность.
Очень важно в этом специфическом, часто нездоровом обществе суметь остаться собой. Не нужно бояться, что икона в комнате заставит всех обходить ее стороной. Конечно, комендант никогда не станет во время поселения обращать внимание на особенности каждого студента, все вы будете очень разными. Но, с другой стороны, это отличная школа смирения. Именно так можно по-настоящему научиться понимать и принимать других людей, со всеми их странностями и недостатками. Когда я жила в общежитии, у нас в комнате верующими были все, но толком никто ничего не знал. Таня литрами пила святую воду перед каждой контрольной или свиданием, Вика усердно постилась, но при этом понятия не имела, что такое исповедь и Святое Причастие, а я… Я тогда считалась таким себе эзотериком-универсалом, который готов принять в себя энергию из любого живительного источника.… Так мы и жили: Таня, не знающая покоя от переизбытка жидкости в организме, активно худеющая Вика и я, в полумедитативном состоянии, умытая святой водой и с морковкой в зубах.
Но постепенно все мы научились. Вместе становились на молитву, готовились ко Причастию. Часто доходило до смеха: когда писали «шпаргалку» с грехами на исповедь, подсказывали друг другу, чтобы никто не забыл покаяться в содеянном. Казалось, со стороны виднее…. Да, мы ошибались, спотыкались, часто шли по ложному пути. Много спорили, даже ссорились поначалу. Когда расставались – рыдали полдня. За два года совместной жизни каждая из нас взяла для себя то, чего ей не хватало раньше, но, прежде всего, мы научились уважать и прощать друг друга. Нас далеко не все понимали, кто-то свысока ухмылялся, кто-то крутил пальцем у виска, кто-то открыто выказывал свое неодобрение. Но мы уже тогда решили: не так важно, где и с кем мы живем, сколько, как мы сами сумеем сберечь то бесценное, что приобрели. Студенчество любит необычных, ярких, цельных. Никто не говорит, что таким людям приходится легко, ни в коем случае, но я убедилась на собственном опыте, что те, которые твердо, до конца стоят на своем, пользуются истинным уважением. Важно дать понять людям, что это для тебя действительно ценно, что вера – неотъемлемая часть твоей жизни, твоего личного, уникального мировоззрения. Но еще нужно постараться никогда не забывать, что эти механизмы срабатывают лишь в том случае, когда и мы находим в себе силы уважать убеждения окружающих, признавать их право на выбор. Неофита часто можно узнать по тому, как пренебрежительно и враждебно он относится ко всему, что не отвечает его субъективным представлениям о благочестии. Мне кажется, никогда не нужно ничего навязывать силой. Нам следует помнить, что не мы приводим людей к Богу, не нашей заслугой является исправление жизни того или иного человека, и уж точно не нам судить, кто и как живет. Думаю, в окружении каждого из нас есть люди, которые чуть ли не круглосуточно молятся о всех живущих: Господи, пусть Ваня бросит пить! Господи, пусть Петя начнет работать! Господи, пусть Лена не делает больше абортов! Господи..!
Однажды я лежала в больнице, и у меня на глазах сильно мучилась от болей одна женщина. Мне было искренне, до слез, жаль человека, очень хотелось как-нибудь помочь. На вопрос, могу ли я помолиться за нее, Батюшка ответил: «Запомни одну вещь: мы не монахи и не святые. Тут бы самим хоть как-то примириться с Господом, справиться, прежде всего, со своими грехами. Молить Бога о прощении других людей допустимо лишь в том случае, если ты сам свят. Но когда речь идет о страдании ближнего, то ты, как христианка, не можешь и не должна пройти мимо. Только молиться нужно очень смиренно, с осознанием своей ничтожности, непременно помня, что это дерзновение ко Господу».
В студенческие годы юноша, девушка фактически превращаются во взрослых людей, формируются многие навыки, часто даже окончательная жизненная позиция. Их можно провести очень по-разному – начиная вендиспансером и заканчивая монастырем. Это время возможных крайностей и неизбежных разочарований. Именно в эту пору значительно ослабевает родительская опека и мы, не скрепленные особыми обязательствами, оказываемся предоставленными сами себе. Очень жаль, что в этой свободе живую веру, Православие, выбирают лишь единицы. Ведь если пожилые люди приходят в храм, потому что они думают о смерти, то мы с вами могли бы подумать и о жизни тоже! Я искренне верю, что наше общество можно изменить, более того, оно как раз созрело для серьезных перемен. Ведь можно проводить очень много миссионерской работы, например, агитацию против абортов и за полноценную христианскую семью. Можно помогать в детских домах и приютах, организовывать благотворительные обеды для малоимущих и многое-многое другое. В конце концов, самое главное: просто жить по совести и стараться никого не осуждать, согревать тех, кто рядом, сочувствием, пониманием и любовью. Нам не под силу стать огнем, который выжег бы грех из нашей жизни, но мы можем стать светом, способным сделать этот мир добрее.

Студенческие годы действительно полны ярких впечатлений, манящих встреч и открытий. Но, возможно, не со всеми явлениями в жизни стоит соприкасаться лично. Может, есть смысл сначала немного присмотреться, прислушаться к голосу совести – а так ли это хорошо, как мне расписали? Не станет ли это причиной уныния и горького раскаяния впоследствии? Именно это я хочу сделать частью себя?
А что сказал бы обо всем этом Христос?

Комментарии (0):

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins