РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Паломница  |  по святым местам
 
05 сентября 2013 г.  

Свято-Иверский Одесский монастырь

Одесса, Южная Пальмира, застывшая у самой кромки Черного моря... Туристы привыкли видеть ее помпезные фасады, для самих же одесситов портрет их прославленного города видится в… контрастах. Эта старая изящная госпожа умеет удачно маскировать их под вуалью. И в некоторых случаях только настоящие мастаки способны в Одессе узнавать Одессу.
Чтоб заприметить этот контраст, нужно выбраться за город, на остановку «Аэродром «Школьный». Аэродром тут настоящий, действующий – не школьный, как гласит название, а военный, и вас туда никто не впустит. Ваша цель возвышается дальше – идите прямо на купола. Это Свято-Иверский мужской монастырь, размещенный на территории бывшей военной части. В таком соседстве ревущих стальных машин, безудержно стремящих в небо, и общины монахов, смиренно ищущих Небесное Царствие в тихих глубинах души, согласитесь, есть что-то дисгармоническое. Но не люди выбирают место служения, а Сам Господь ведет.
Наместником здесь служит архимандрит Диодор (Васильчук), высокий, статный, с роскошной черной бородой, с живым и бойким взглядом. Первое место его послушания – Пантелеимоновский монастырь Одессы, в котором он прожил 10 лет. За столь продолжительное время отец Диодор успел там послужить и трапезником, и пономарем, и келарем, и казначеем, и благочинным, и все послушания вспоминает с уважением. Наместником же Свято-Иверской обители он стал в 24 года – это редкость для Церкви. Но опыта и житейской мудрости у батюшки к этому времени накопилось предостаточно, можно было уже и монастырь возглавлять.

Новая обитель
История монастыря началась в 1998 году. 19 мая Священный Синод УПЦ благословил открытие в Одессе новой обители в честь Иверской иконы Богородицы «Вратарница». Впрочем, молитвенная лампада затеплилась в монастыре немного раньше. Каждый день на протяжении Великого поста братия из четырех иноков возносила сердечные молитвы к Пречистой Деве, прося Ее помочь в основании обители. И вот на Пасху Господню в апреле 1998 года тут отслужили первое богослужение. Братия молилась о том, чтобы Господь благословил их начинание. И первая служба получила Божье благословение. Доказательство тому – появившаяся над монастырем радуга при ясной погоде. Затем над нововозведённым куполом появилось круглое белое облако. Это ясные символы Божьего благословения и благоволения – решила братия и возрадовалась.
Начало монастырю было положено. Но возводить его оказалась трудно. Вот как вспоминает отец Диодор то нелегкое время: «Здесь была сплошная разруха. Военный городок, находившийся на этом месте, расформировали, а оставшиеся здания и территорию передали УПЦ. Народ сюда не ходил, и начинался этот монастырь, наверно, как и положено всем монастырям, которые приобретают впоследствии какую-то славу: он начинался в безвестности, в отдалении от населенных мест. И братия прекрасно понимала, куда идет и что их здесь ожидает: лишения, скорби, трудности. И так было до тех пор, пока по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, основателя этого монастыря, не привезли со Святой горы Афон икону Богородицы «Вратарница». Ее писали в келье, которая когда-то была русской, – Белозерка. Братья этой кельи зарабатывают на жизнь написанием икон. Руководит ими старец кельи. Писалась икона с искушениями, причем настолько сильными, что старец даже еще раз узнавал, каноническая ли церковь заказала образ. И когда узнал, что церковь каноническая, имеет общение с вселенским православием, сказал: «Раз враг так беснуется, будет большая польза многим людям от этого образа».

Афонская «Вратарница»
Говорят, в сердечном ритме каждого одессита слышится рокот волн. История обретения Иверского образа Пресвятой Богородицы тоже связана с морем. В первые века христианства икона чудесным образом попала на Святую гору Афон на гребне морской волны. Когда монахи (выходцы из Грузии – Древней Иверии) перенесли ее в свою обитель Иверион, Божья Матерь пожелала, чтоб Ее святой образ оставался не в храме, а на монастырских воротах и охранял иноков. Отсюда и второе название иконы – «Вратарница».
Список для Одесского монастыря имеет те же размеры, что и первооснова. Только лик Богоматери мягче. Глаза Пресвятой Девы на древнем образе грозные: Царица Небесная предстает строгой и скорбной Матерью грозного Судьи. Тогда как на списке взгляд светится добротой и преисполнен боли за все человечество. С 26 июля 2000 года главная святыня Одесского Иверского монастыря постоянно пребывает в сени цветущего сада в деревянной часовенке. Сама часовенка стоит на четырех камнях, привезенных с Афона. «Это сердце обители, – говорит отец Диодор, – вокруг этой иконы, как вокруг сердца, начала вращаться вся наша и богослужебная и повседневная жизнь. Каждый день вся братия приходит к иконе, просит у Божьей Матери благословения на каждодневные труды. Прихожу сюда и я. Потому что как руководитель этой немногочисленной братии, которая здесь живет ко спасению, я в первую очередь нуждаюсь и в мудрости, и помощи во всяких обстоятельствах, и житейских, и духовных, в разрешении сложных многообразных и трудных вопросов. В течение этих лет, которые я здесь живу в качестве наместника, я все больше и больше убеждаюсь в том, что от меня как от руководителя мало что зависит. Всем управляет Матерь Божия, и только Ее помощь, Ее благословение здесь имеют вес и что-то значат».
Сегодня иноческая жизнь обители активно развивается. Братия хотя и малочисленна пока, но литургия совершается каждый день. Несколько десятков работников трудятся на строительных и хозяйственных работах. Обитель понемногу преображается и приобретает благолепный вид. И все это под пристальным оком афонской «Вратарницы».
Храмовые праздники тут отмечают несколько раз в год: 26 октября, 25 февраля и во вторник Светлой седмицы, когда по церковному календарю почитается Иверская икона Богородицы, – и всегда пышно, с многолюдным крестным ходом и освящением воды. Воду берут из собственной скважины. Ее открыли во время ремонтных работ весной 1999-го. Вода эта по своему химическому составу не имеет аналогов в Одессе. Отец Диодор мечтает сделать в обители открытую купель, в которую каждый желающий исцеления верой и молитвой мог бы окунуться.

Храм святого Серафима
Господь так устроил, чтоб монастыри стали светочами добродетели и ориентирами для мирян. Потому они издревле и собирали в своих стенах людей самых разнообразных талантов. Ища спасения у Бога, верующие приносили труды своих рук в благодарственную жертву Творцу. Трудились добросовестно, честно, на новых послушаниях приобретая новое мастерство, украшая и облагораживая храмы. Сегодня у многих до сих пор ошибочное мнение о жизни в монастырях, якобы она проходит в бесконечных молениях и постах. На самом деле монастырь был и остается благодатным полем деятельности для интересных и творческих личностей, положивших в основу своей жизни веру в Спасителя мира. Взять хотя бы идею сооружения храма преподобного Серафима Саровского. Говорят, святой явился во сне одному благочестивому прихожанину, который Саровского чудотворца почитал более всех угодников Божьих. И мужчина на свои деньги возвел белоснежную церковь в честь любимого святого с его мозаичным изображением на стене при входе.

Монастырская братия
Для человека, пришедшего в монастырь паломником, послушником или иноком, любое послушание будет спасительным. Тут, как и в миру, есть дифференциация труда. Господь даровал людям различные таланты, вот и исполняет каждый то, к чему больше лежит душа. Есть и послушание на кухне. Правда, работницы называют его привычным словом «работа». Только не говорите, что приготовление вкусного блюда не требует никакого таланта. И лучшее его признание – съеденный до крошки обед. В монастырях они именуются праздничным словом «трапеза». Во время нее один из монахов читает душеспасительную литературу. Это напоминание о том, что ничто в мире Божьем не остается без внимания Творца: спит человек, отдыхает или трудится в поте чела – все время он пребывает под всевидящим оком Творца.
«Иночество – путь избранных» – учит святоотеческая литература. Иноков всегда было немного. Правда, перед революцией 1917 года в Российской империи насчитывалось около миллиона монахов на 180 миллионов населения. Но тогда весь народ был православный, не было разделения Церквей. В храмах служило почти 100 тысяч священников. Сейчас их в лоне Украинской Православной Церкви около 10 тысяч... Это только прогресс может идти семимильными шагами, а душа человека растет всю жизнь, и то помалу. Потому и говорит отец Диодор, что и 10 лет назад, и сейчас во вверенном ему монастыре не хватает помощи меценатов. Но на все воля Божья, а в заступничестве пристальной «Вратарницы» он никогда не сомневается: «Трудности были, трудности и есть. Они и будут каждый день, потому что не испытывает трудности только тот, кто ничего не делает. Но Господь не помогает тому, кто ничего не делает. Труд и молитва – это два крыла, которые несут монаха в Царство Небесное. И если сделать упор на что-то одно, то другое начнет работать неправильно. Мы трудимся и верим, что Господь и впредь нас не оставит, потому что неоднократно убеждались в том, что Он рядом с нами и будет нам помогать столько, сколько нужно».

«Божья аптека»
Любой монастырь можно сравнить с небольшим государством, которое старается обеспечить себя всем необходимым за собственные средства. Но если обитель мала и насельников в ней немного – приглашают специалистов, которых тут называют трудниками. Трудники не принадлежат к иноческой общине, но являются ее прихожанами, которых монахи духовно окормляют. Силами трудников на территории Иверского монастыря работает несколько мастерских и цехов, где возрождаются ценные ремесла наших предков. Одно из них – травознание.
Наследуя пример врача безвозмездного, инока киево-печерского Агапита, в обители занимаются изучением и собирательством лекарственных трав для фиточаев и настоек. Заведует «Божьей аптекой» фитотерапевт с 30-летним стажем Людмила Ковалишина. Каждый день она готовит несколько десятков разнообразных сборов для лечения всех систем организма. Она поделилась со мной некоторыми секретами своего мастерства: «Сколько существуют монастыри, столько существует травознание. При монастырях жили такие люди, которые занимались травами, ведь нужно было поддерживать здоровье, чтобы молиться усердно и во благо монастыря. Поэтому все сборы составлены по монастырским рецептам. Единственно многие виды трав исчезли, многие занесены в Красную книгу. Поэтому мы решили найти те травки, которые бы заменяли исчезнувшие, и составили сборы более мобильные. Они могут меняться, но своего воздействия не потеряют. Остаются такими же ароматными, целебными и лечебными».
Любимый фиточай у паломников – «Ароматный». Потому что предназначен для общего укрепления организма. В его состав входят черника, брусника, липа, душица, разные виды чабреца, лимонная трава, мята. За год из «Божьей аптеки» паломники увозят свыше двух тонн травяных сборов. Лучшего признания своего труда Людмиле Анатольевне и не представить. «Мы много помогаем Почаевскому госпиталю, мы туда отправляем и травы, и лекарственные настойки, мази. Все больше люди доверяют травам. Тем более что травы намоленные, собираются с молитвой, не единожды освящаются», – говорит фармацевт.
Сам процесс составления лекарственного сбора трудоемкий. Людмила Анатольевна после отбора и взвешивания трав для определенного рецепта смешивает их в сбор и укладывает в пакетики. Все требует усилий и времени. Наместник вспоминает, что когда женщина открыла свой кабинет и назвала его «Божья аптека», его это смутило: название несколько претенциозное. Хотя на самом деле, видимо, это так, потому что люди должны понимать, что без Бога, без силы Божьей, без благодатного действия Церкви, церковных таинств ничто не принесёт ни пользы, ни исцеления. «Мне хочется верить, что у всех тех, кто сюда приходят, остается в сердце, в душе какое-то светлое воспоминание о пребывании в стенах монастыря, которое будет содействовать скорейшему выздоровлению».

Мастерские обители
Еще издревле монастырская братия зарабатывала на жизнь изготовлением свечей из натурального пчелиного воска. Уже в XV веке люди научились использовать для производства восковых свечей готовые формы. В XIX веке появились первые станки. Тогда же свечи стали делать из парафина.
В монастырском садике есть небольшая пасека, но она, конечно же, не может обеспечить воском целый свечной цех. Зато медом и другими продуктами пчеловодства братию обители – вполне. Кстати, самих иноков часто сравнивают с пчелами за почти круглосуточное непокладание рук и общежительный образ жизни. Вот поэтому кто-то из мастеров и изготовил один улей в виде церковки – прямая аналогия неоспорима.
Из всех монастырских послушаний швейное, наверное, «самое выгодное» в деле духовного стяжания, в получении умений, необходимых каждому, кто пришел в монастырь: терпение, послушание, молитва, труд на благо Матери-Церкви. Как и все мастера, швеи имеют своих небесных заступников, которым молятся перед почином нового дела. «Не соберешься, не помолишься, то и работа не пойдет. Если с молитвой трудишься – помнишь, что трудишься для Бога», – говорят в швейном цехе. К тому же из церковного предания известно, что Пресвятая Богородица была умелой рукодельницей. Как же не просить Ее премудрого наставничества?
В золотошвейной мастерской шьют облачения для священнослужителей и иноческие мантии. Облачения нужны разных цветов – цвет зависит от события церковного календаря, которое вспоминается в день богослужения. Также тут изготавливают и облачения для храмов. Как правило, при разработке крестов, звезд, орнаментов для облачений за основу берут византийские и древнерусские узоры. Материал, оснащение, технология пошива и отделка современные. Но это ни в коей мере не делает их однотипными. Все изделия изготавливаются из крестовых шелковых и парчовых тканей. Это еще один способ показать красоту Православия.

Воскресная школа
Удивительно, когда впервые попадаешь в стены монастыря, впечатляет многочисленность вездесущей детворы. Мамы с колясочками, бабушки с внуками, младшие школьники и подростки. И практически все – воспитанники воскресной школы. Сохранение малой Церкви – семьи и воцерковление подрастающего поколения – одна из главных задач, о которых ныне заботится Православная Церковь в мире. Душа человека как зеркало: отражает то, что видит. Чаще всего в поле зрения попадает переполненный несправедливости и насилия мир. Если бы душа чаще созерцала неизмеримую широту небес, то, наверное, поняла б, что небо пустынно без Бога. Но нас удерживает великая надежда: не только мы ищем Бога, но и Он ищет нас. Надо только идти Ему навстречу.
Такими шагами и являются занятия в воскресной школе. Они проводятся каждую субботу и воскресенье после божественной литургии. В эти дни дети пребывают под покровительством обители: принимают участие в богослужениях, причащаются Святых Таинств, изучают вероучительные дисциплины: Закон Божий, литургика, История Церкви, изография. А еще дополнительно музыка и церковное пение, рукоделие, изобразительное искусство. «Каждый урок начинается с молитвы, – рассказывает директор воскресной школы Татьяна Цепинюк. – Есть специальная молитва до учения, после учения, и в течение занятия о них молятся. Молитва пронизывает все. Мы стараемся у детей воспитать любовь к Богу, даже не воспитать – это неправильное слово, но чтобы у них была любовь к Богу».
Дети часто и с удовольствием выступают на концертах и фестивалях. Конечно, хорошему выступлению предшествуют часы занятий вокалом и хоровым пением. Зато как потом приятно осознавать, что твое искусство приносит людям радость и утешение.

Монастырь и самолеты
Когда в 2011 году одесситы отмечали столетие одесской авиации, местом встречи знаменитых летательных аппаратов царской и советской России стало огромное поле аэродрома «Гидропорт», что в 20 километрах от города. Несколько дней там кружили аппараты разных классов, размеров и возрастов. К знаменательному событию подарок получили и юные одесситы. Для них в Иверском монастыре открыли кружок авиамоделирования. А ведь самолетики при храме – это не случайно!
Столетие тому на современной территории монастыря действовала первая в истории Российской империи школа пилотов. До ее появления тут был скит. К концу XIX века его закрыли, но в скитский храм продолжали ходить жители окрестных сел. Поэтому власти решили не переносить церковку, а оставить на территории открывшегося аэроклуба. Поспособствовал этому знаменитый одессит Сергей Уточкин, который именно отсюда поднимался в воздух на самолете. В народе храм так и прозвали – «церковь Уточкина». К сожалению, фотографий или рисунков «церкви Уточкина» не сохранилось – при советской власти ее разрушили. Известно только, что она была небольшая, и возле нее протекал ручей, впадавший в Черное море в районе Большого Фонтана. «Это место было наполнено людьми не только мечтавшими о небе, о покорении воздушной стихии, но и людьми церковными, глубоко верующими, построившими здесь храм в честь пророка Ильи. То есть, людьми понимающими, что без Бога у них многое не получится, а с Богом они смогут воплотить в жизнь свои самые дерзкие и самые прекрасные мечты», – говорит отец Диодор, сам наверняка втайне мечтающий о небе.
Занятия кружка не преминули принести свои творческие плоды. Ребята начали с простых схематических моделей из пенопласта, потом собрали радиоуправляемый аэроплан. Чтобы поднять его в воздух, работали около месяца. Но и это не главное. Основное тут – знание законов аэродинамики. Пока мальчишки используют готовые чертежи. В будущем планируют делать их самостоятельно. Их заветная мечта – моделирование скоростных и пилотажных радиоуправляемых самолетов. На первый взгляд, это обычные игрушки для забавы. Но, по мнению отца Диодора, в этом редком виде творчества кроется глубокий духовный смысл. Наместник говорит: авиамоделирование дает возможность не только собственными руками делать модели самолетов, оно пробуждает патриотизм, учит видеть прекрасное, а главное – развивает умение творить. «Поколение, которое сегодня приходит к нам на смену, разучилось мечтать. То, что сегодня авиамоделирование возрождается – это очень хорошо и очень правильно. Это привьёт нашим детям и дисциплину, и систему, и желание, и волю к победе, успеху, но самое главное – покажет иные просторы, иные горизонты, научит мечтать и покорять те высоты, которые ещё не покорены».
Пока мальчишки учатся летать только в мечтах. Но в будущем, возможно, это увлечение сыграет решающую роль в выборе профессии и кто-то из них станет выдающимся конструктором, техником, механиком или пилотом, и его достижения, как достижения Уточкина, тоже будут помнить в веках.

Комментарии (2):

2. Андрей Кирюшкин (Дата: 2014-09-13)

Очень интересный материал. Спасибо. Вот только с Одессой как-то не ассоциируется. Одесса - это всё-таки иудейский город. Не знаю, кого там на самом деле больше - иудеев или православных; да и утопающий в зелени город не похож на выжженные солнцем пустыни Сиона или суровый каменный Иерусалим. Но всё, что по-настоящему связано с Одессой, имеет чисто еврейский неповторимый колорит, сотканный из особых противоречий. В этом рассказе ничего этого не чувствуется

 
1. Катя (Дата: 2015-10-23)

По Новому Завету иудеи и смаряне не общались . На это были причины. В 1917году у нас забрали религию, на это тоже были причины.Возрожление православия - встреча с новыми знаниями, философским мировоззрением, с новым Словом, с укреплением духа и оздоровлением. Земной поклон Иверской иконе Божией Матери.Спаси, Господи, и сохрани всех православных христиан.

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins