РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Беседка  |  наши гости
 
01 сентября 2013 г.  

Барельефные картины Иосифа Осташинского

В нашем обиходе множество простых, но значимых вещей. Взять, к примеру, обычную спичку – что из нее можно сделать? Поджечь костер и только… А если включить фантазию и подойти творчески – спичка непременно проявит свою скрытую сущность!
В Киеве живет мастер, который более 30 лет делает из спичек замки, крепости, дворцы, усадьбы, храмовые комплексы. Правда, в уменьшенном виде. И, наверное, никогда бы он не взялся за эту увлекательную работу, если бы не… боевое ранение при защите границы СССР. Предлагаем вашему вниманию интервью с мастером малых архитектурных форм Иосифом Борисовичем Осташинским.

Иосиф Борисович – коренной киевлянин и обладатель многих громких регалий. Рекордсмен Книги рекордов Украины и кавалер Ордена святого князя Владимира. Автор запатентованной техники барельефных картин, которые изготавливает из обычных спичек, правда, не отечественного производства, а американских – они не такие ломкие.

КОР: – Иосиф Борисович, как вы пришли к такому необычному виду искусства?
И.О. – Многолетний был поиск себя, я перепробовал много видов творчества. Но когда-то спички попали в руки, а я попал в больницу с последствием ранения во время службы на границе – у меня отнялась левая нога.

Иосиф Борисович рассказывает о тех событиях не очень охотно. Во время прохождения военной службы в Даурии в 1969-70 годах двадцатилетним юношей он оказался в гуще событий, связанных с приграничным противостоянием Советского Союза и Китайской Народной Республики. Писать домой о том, где находишься и чем занимаешься, категорически запрещалось. Поэтому никто из друзей и родных фактически не знал, куда попал новобранец. А обстановка была напряженная. Из его отделения погибло пятеро бойцов, сам он получил осколочное ранение позвоночника и контузию – у ног разорвался снаряд. Две недели находился на грани жизни и смерти. Но молодой организм и спортивная подготовка (все-таки кандидат в мастера спорта по фехтованию) тогда помогли солдату встать на ноги. Впрочем, в 35 лет, как не прискорбно, Иосиф Борисович все же получил статус инвалида войны третьей группы и боль в позвоночнике на всю жизнь.

И.О. – Через полтора десятка лет после демобилизации осколок дал о себе знать – отнялась левая нога, потом начались боли. И вот я лежал в 15-й больнице на Подоле и чтобы не свихнуться, попросил жену принести спички и другие материалы и стал мастерить. Только не такие картины, как сейчас я делаю, – объемные. Первой я сделал старинную карельскую церквушку.

Тогда, с далекого 1985-го, через эту церквушку, благодать и милость Всевышнего к Иосифу Борисовичу вернулось здоровье. С тех пор макетирование стало его увлечением на всю жизнь. Первые изделия мастер делал объёмными. И ему очень хотелось показать их людям. Но много в руки не возьмёшь: работы были громоздкими, хрупкими, неудобными в транспортировке. Творческая смекалка привела Осташинского к мысли делать изделия полуобъёмными, в виде вертикальных срезов, а затем помещать их в рамки как картины. Так он изобрел собственный жанр – барельефные картины из спичек. Темами произведений стали мировые архитектурные шедевры и памятники истории и культуры родного Киева.

КОР: – Расскажите, какие архитектурные памятники Киева запечатлены в ваших работах?
И.О. – Михайловский Золотоверхий собор у меня в экспозиции есть в первоначальном виде, а не в таком, каким мы видим его сейчас, заново отстроенным. Я нахожу первоисточники, чтобы увидеть, какими были памятники исходно, до восстановления. Вот у меня есть Киево-Могилянская академия. Сейчас она есть, но совсем другой вид имеет, а я ее сделал по чертежу 1718 года. Мне было интересно, какой же она была раньше, ее прежний исторический облик.

Среди миниатюрно-архитектурных изделий мастера также есть Золотые ворота Киева, Ирининская церковь, здание Киевской городской думы, Софийский собор. Потрясающе ярко выглядят «построенные» Осташинским Ласточкино гнездо в Крыму, Храм гроба Господня и второй Храм Соломона (516-й год до н. э.) в Иерусалиме.
А трудится «спичечных дел мастер» по ночам в своей квартире, когда домочадцы засыпают и ничто не мешает сосредоточиться. За рабочим столом при свете лампы он терпеливо отбирает спички и нарезает их на тысячи «кирпичиков». Каждая картина создается по нескольку месяцев. На одну работу может уйти от пяти до десяти спичечных коробков. Мастер также использует картон, клей, краски, лак, папье-маше. В ход идут и другие подручные материалы, особенно при выполнении внешнего декора зданий: кусочки сетки, пенопласта, фольги, голограммной бумаги, тесьмы под золото и серебро; ленты, мелкие декоративные пуговицы и даже пластмассовые зубочистки и палочки для мороженого. И все же львиная доля времени уходит на поиски изображений самих зданий – в архивах и библиотеках, а также на изготовление модели, по которой потом и изготавливается макет. Макеты имеют высоту 40–50 см. Фоном для них служат фотографии пейзажей. За счет этого создаётся впечатление полного, гармоничного слияния зданий с природой, отчего храмы кажутся настоящими, куда так и хочется войти.
Больше всего мастеру интересно воссоздавать то, чего уже нет, уничтоженные шедевры архитектуры. Кроме того, к каждой работе обязательно прилагается небольшая историческая справка о здании: когда и кем построено, какие ценности в нем сберегались, когда и почему разрушено, и много другой интересной информации. Так что произведения мастера – это высокоинтеллектуальная, титаническая работа рук и ума.

КОР: – Раскройте секрет: что вам помогает в вашем творчестве?
И.О. – Никакого секрета не существует. Просто нужно иметь большое желание, любовь к городу, к архитектуре, ведь архитектуру называют музыкой застывшей в камне. Я просто, делая такие работы, много для себя нахожу неизведанного, открываю какие-то страницы истории нашей страны, других стран и людям открываю много нового.

За 30 лет Иосиф Осташинский создал более 70 полуобъемных картин. И каждая впечатляет точностью пропорций, оригинальностью использованных материалов и филигранностью исполнения. Сам мастер признается: в этом «строительстве» проявилась его детская мечта стать архитектором, ведь в художественный вуз он так и не поступил. Но тот, кто не опускает руки, – всегда найдет дело по душе. По совокупности персональных выставок Иосиф Борисович стал членом Национального союза художников Украины как мастер необычного творческого жанра: архитектура в миниатюре. Его работы удостоены многих наград, но, прежде всего в каждой из них чувствуется бережное отношение автора к традициям разных народов и глубокое уважение к их культуре. В его экспозиции представлены не только православные святыни, но и храмы других религий – так художник пытается вернуть современного человека к духовности.

И.О. – Всегда человек идет за успокоением души в храмы, какой бы он веры ни был. Поэтому, не выходя с моей выставки можно побывать во всех странах мира и посмотреть культовые постройки разных религий. Я хочу показать людям, что самое главное – это служение духовным идеалам, возврат к духовности возрождает нацию. Да и вообще, на своем примере могу сказать, что искусство исцеляет. Та энергия, которая идет от храмов, благотворно влияет даже в том случае, когда храмы представлены в миниатюре. (Смеется).

КОР: – Может это знак и воссозданные вами храмы в макетах вскоре начнут возрождаться наяву?
И.О. – Как знать, но я очень хотел бы, чтоб так оно и было.

КОР: – У вас есть любимая картина?
И.О. – Это Киевская Дума 1785 года. Она стояла до 1919-го между теперешней Главной почтой на площади Независимости и Домом профсоюзов. Полгода искал рисунок. А когда нашел, говорю жене: «Здесь сколько работы!». Создавал ее полгода, а обычно за один-два месяца справляюсь.

Художник мечтает, чтобы его работы когда-нибудь стали экспонатами городского музея.

И.О. – Я хочу, чтобы они остались в Киеве для потомков – как символ богатства украинской духовности и культурного наследия нации.

Досье
Родился 13 июня 1949 года в Киеве.
Окончил Республиканский технологический техникум.
Член Национального союза художников Украины. Мастер традиционного народного искусства.
Автор и единственный исполнитель необыкновенного творческого жанра – объемные картины в виде барельефных изображений архитектурных сооружений.
Тематика работ – исторические памятники архитектуры всех времен и верований.
С 1985 года провел более 40 персональных выставок.
Ведет большую общественную работу. За это имеет «Почетный знак отличия» от Всеукраинского фонда воссоздания выдающихся памятников исторически-архитектурного наследия им. Олеся Гончара. Много лет сотрудничает с Национальным фондом «Украина – детям» и Народной Академией творчества инвалидов. Проводит мастер-классы для детей-инвалидов.
Лауреат Международной премии «Филантроп» 2012 года за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства.
Почетный член Международного благотворительного фонда «Духовное наследие».


Беседовала Наталья Шпилевая

Комментарии (0):

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins