РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Православная женщина в современном мире  |  женщина вчера и сегодня
 
29 июля 2013 г.  

Неравноправие, или Женская диакония

Кто из нас, девочек, хотя бы раз в жизни не досадовал, что она не мальчишка? Особенно придя в храм. Нет, правда, мальчишкам можно и брюки носить, и ходить с непокрытой головой, наш же удел – платки и юбки. Им в любой день разрешается прикладываться к иконам и причащаться, нам же периодически приходится прятаться в притворе, боясь осквернить святыню.
Им разрешено даже входить в алтарь, а некоторые получают благословение и на принятие диаконства или священства; мы – на алтарь смотрим через Царские врата, а о том, чтобы служить в сане нам и помыслить нельзя.
Так возмущались и мы, две подружки, размышляя о несправедливости между полами. Нам было двадцать с небольшим лет, Серафиме и мне, мы обе недавно пришли в церковь, крестились с мужскими именами и сейчас зачитывались житиями жен-подвижниц. Особенно нас привлекала святая Марина, которая переодевшись в мужское платье, долгое время подвизалась в мужском монастыре и даже была выбрана братией своим игуменом.
– Я бы тоже переоделась и убежала на Афон, – горячо говорила Серафима. Высокая и статная, ее можно было легко представить в роли игумена. – Только Сама Матерь Божия запретила туда женщинам приезжать. А Ее не обманешь.
– А я бы хотела быть диаконисой… – промолвила я. – Ведь были же раньше диаконисы при церкви.
– Были! – воодушевилась моя подруга. Она была старше и начитаннее меня. – У меня есть целая книга про диаконис. Знаешь, и сейчас в Армянской Церкви есть женская диакония, а еще у нас святой Нектарий Эгинский рукоположил нескольких своих духовных дочерей-монахинь в диаконисы – об этом в его житии написано. Даже сохранились молитвы по рукоположении женщин.
– Правда? – я обрадовалась и тут же вообразила себя на амвоне.
Видимо, Серафима догадалась о моих мыслях, потому что она продолжила:
– Да! Только у женщин-диаконис немного иное служение, чем у мужчин-диаконов. Ну, например, ектеньи они не читают, а просто помогают в алтаре священнику.
– В алтаре? – воскликнула я.
– В алтаре, – спокойно повторила Серафима. – Понятное дело – для этого надо либо в возраст войти, когда обычное для женщин заканчивается, либо иметь специальное благословение и служить только в чистоте.
– Вот это да!
– А что ты удивляешься? – Голос Серафимы звучал уверенно. Было заметно – она досконально изучила предмет женской диаконии и алтарничества. – Так до сих пор в некоторых монастырях заведено, что женщина алтарничает. В Сербии, например, в Греции.
– Монахини?
– В большинстве своем – монахини. Или вдовы.
– А женам и матерям нельзя? («Ну вот, снова ущемление женской природы!» – думала я).
– Наверное, так. Хотя я читала, что мать Григория Богослова – святая Нонна – была диаконисой… Только я не знаю, было ли то по смерти ее супруга или еще при его жизни. Может, они уже тогда жили как брат с сестрой.
– А священство женщина когда-нибудь принимала? – не унималось мое любопытство.
Серафима внимательно взглянула на меня. Наверное, я затронула ее уязвимую тему.
– В Православной церкви – нет, никогда. У протестантов же есть женское духовенство… Но я слышала… – тут Серафима залилась румянцем, – сейчас обсуждают этот вопрос и у нас в церкви: отчего женское священство невозможно. Главный аргумент – что священник несет в себе образ Христа, а Христос был мужчина.
Моя подруга вздохнула и добавила: – Да еще и заповедь была дана Еве при изгнании из рая – быть в подчинении у мужа, у мужчины. У женщины в церкви совсем иная роль.
– А какая у нее роль? – мне было очень интересно.
– Такая как и в жизни – помощницы.
Мы замолчали на некоторое время, снова вспомнив про «неравноправие» полов.
– Знаешь, дай мне слово, – наконец проговорила Серафима.
– Какое?
– Исполнишь?
– Я не знаю… – я неуверенно пожала плечами.
– Дай мне слово, что никогда не будешь желать стать священником. И никогда не будешь искать путей для своего священства.
От неожиданности я засмеялась. Серафима была серьезна.
– Хорошо. Тогда – и ты дай слово. О том же, – я проглотила смех и протянула свою ладонь подруге.
Она кивнула, и мы крепко пожали друг другу руки.
С тех пор прошли года. Жизнь в храме, участие в богослужении, в церковных таинствах постепенно смиряют мое сердце и умиряют ум. Я теперь яснее понимаю и путь женщины-христианки и значение заповедей, обращенных к ней. Я уже перестала досадовать за то, что не родилась мальчишкой, и приучаю себя быть благодарной за дар быть женщиной.
Но – дивны дела Господни! Те наши наивные девичьи мечты и стремления не развеялись как дым, они водворяются в жизнь Божиим промышлением и в виде, угодном Ему.
Серафима не стала надевать мужское платье и тайком убегать на Святую гору. Но она ушла в монастырь. Она нашла женскую общину, которая соответствовала ее душевному расположению, и в которой был сильный духовник, способный понять ее душу и направить ее в нужное русло. Она теперь воин Христов, и я верю, когда-то из нее получится замечательная игуменья.
И я не стала диаконисой, как желала когда-то. Однако мой муж, даст Бог, будет диаконом. А значит, и я в свою меру разделю с ним это служение.
А то обещание, данное друг другу – мы с Серафимой свято храним.
До сего дня я никому о нем не рассказывала. А вам рассказала. Ибо очень часто мы, женщины, воюем за равноправие, ропщем на мужчин и на Бога, пытаемся достичь каких-либо авторитетных позиций дома, на работе и даже в храме, тогда как поистине познать себя и стать духовно счастливыми мы сможем только тогда, когда найдем свой, сокровенный женский путь и свою особую дорогу служения Богу и ближним. Будь мы монахинями, женами или матерями.

Комментарии (1):

1. Юля (Дата: 2014-06-29)

Красиво...

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins