РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Жизнь Церкви  |  духовный поиск
 
05 февраля 2010 г.  

Свобода выбора и проблемы духовного образования

Свобода - пожалуй, самая неоспоримая общечеловеческая ценность. И в тоже время, это понятие дискутивное, внутренне парадоксальное и противоречивое. Даже самые радикальные умы человечества, рассуждая о свободе, нередко обнаруживают слабость, сомнения и половинчатость.
Рассуждения о свободе осложняются, прежде всего, тем, что здесь подразумеваются несколько порой взаимоисключающих понятий, из которых можно выделить три основные: свобода социальная, свобода воли и духовная или метафизическая свобода.
Здесь нетрудно проследить, что если человеку дать полноту социальной свободы, то это неизбежно повлечет за собой освобождение инстинктов (назовем их так) своеволия, эгоизма, разрушительности, которые удерживаются в глубинах человеческой природы в силу тех или иных социальных ограничений. А это приведет к царству хаоса, который может быть преодолим только личностными волевыми усилиями. Поэтому вполне очевидно, что свобода социальная и свобода воли могут противоречить друг другу и быть взаимоисключающими.

Н. Бердяев метко сформулировал это так: «Свобода - не есть царство произвола и случая». И все же можно, пожалуй, выделить звено, объединяющее весь объем понятия свободы - это свобода выбора. Хотя и она внутренне парадоксальна. Невозможно, например, говорить о свободе выбора вслепую, а прозрение - это уже результат целого ряда ограничений. Невозможно назвать свободным человека, обделенного теми или иными качествами. Равно как не имеет свободы выбора человек непросвещенный, безграмотный, а что еще хуже, полуграмотный. Именно полуграмотность и лишает нас свободы выбора в духовном мировоззрении. То есть именно она ограничивает нас в метафизической свободе. Здесь хотелось бы обратить внимание на уровень религиозной грамотности нашего общества, в особенности молодежи. В отличие от советского времени, нынешним студентам и школьникам не навязывают никаких нравственных стереотипов, как, впрочем, и не сдерживают в свободе религиозного выбора. Но как раз единого нравственного стержня для них и не существует. Это факт, который мы не имеем права игнорировать и вынуждены признать бессилие сегодня что-либо здесь исправить. А значит, нужно искать подход с учетом всей сложности ситуации. К сожалению, мы вынуждены признать, что в посттоталитарный период мы так и не накопили достаточного опыта религиозного образования, духовного просвещения. Мало того, может быть, кому-то это покажется странным, но, на мой взгляд, актуальная ныне идея внедрения в учебную программу преподавания религиозной этики, как минимум, преждевременна. Вообще, сегодня сложно предложить единую концепцию религиозно-нравственного просвещения.

Во-первых, в одном учебном заведении сосуществуют люди совершенно различных религиозных взглядов (как среди учащихся, так и среди преподавателей), а во-вторых, потому что к принятию даже самой умеренной программы подавляющее большинство учащихся попросту не готово. Не говоря уже о том, КТО будет нести в учебные аудитории религиозные идеи. Здесь нас, христиан, могут справедливо обвинить в том, что, преподнося ученикам даже самые возвышенные идеалы Евангелия, которые, казалось бы, уже давно стали ценностями общечеловеческими, мы тем самым лишаем их свободы выбора по причине все той же общей неготовности. А учитывая то, что идея преподавания религиозной этики вторгается «инородным телом» в законодательство Украины, остается предположить, что она просуществует недолго, если не пересмотреть этот вопрос в самом корне. Хотя идея и интересная, но, повторяю, преждевременная.

Зато из имеющихся ныне средств остается нереализованным в должной полноте преподавание религиоведения. Именно эта дисциплина может помочь открыть человеку хотя бы некоторую свободу религиозного выбора, в случае, если она преподается достаточно профессионально. Ведь до сих пор нет единой программы предмета религиоведения, а существующие ныне варианты этих программ оставляют желать лучшего. Чаще всего дело бывает пущено на самотек. Но самое главное, - катастрофически не хватает квалифицированных преподавателей-религиоведов.

Острожская академия, которая готовит довольно сильные кадры в этой области, в масштабах всей Украины - капля в море. Кто сегодня преподает религиоведение в средних и высших учебных заведениях? - Вчерашние выпускники советских партшкол, причем чаще всего плохие выпускники, двоечники, которые объективно не могут выйти за рамки кое-как зазубренных ими штампов и понять различия между предметами «научного атеизма» и религиоведения. Или же люди, имеющие весьма сомнительное представление о полноте религиозной картины мира, которые на занятиях учат студентов медитировать, открывать «чакры», «третий глаз» и выходить в «астрал». В лучшем случае, наши религиоведы - это здравомыслящие люди, имеющие философское или историческое образованные, которые, увы, представляют собой лишь счастливое исключение. Но и они - не в обиду кому-то будь сказано - не являются достаточно квалифицированными специалистами узкого профиля. То есть ситуация, которая Библейским языком может быть названа: «слепой ведет слепого». О какой свободе выбора может здесь идти речь?

Еще несколько слов здесь необходимо сказать о том, что традиционные культурообразующие религии имеют многовековые традиции. И для адекватного восприятия истин, которые они проповедуют, необходим хоть какой-то культурный базис. А теперь посмотрим на направленность, например, в поп-арте, кинематографе за последние десятилетия.... Здесь, увы, наблюдается процесс массовой люмпенизации, опять же, в первую очередь, молодежи. Проповедовать человеку, имеющему под ногами «культурную почву» только лишь молодежных ночных клубов и дискотек, опасно тем, что он если и воспримет это, то, скорее всего, в ракурсе примитивной умозрительной сектантской фальшивки. Поэтому прежде чем говорить о преподавании религиозной этики, стоит, пожалуй, всерьез пересмотреть программу культурного и нравственного воспитания.

Выводы здесь могут быть следующими: навязывать религиозный стереотип, в особенности, детям, совершенно недопустимо. Не говоря уже о том, что это противоречит духу Евангельской свободы. Но и препятствовать кому бы то ни было обрести собственные религиозные взгляды преступно. Другое дело, что принять или не принять что-то человек может только тогда, когда знает, о чем именно идет речь. В противном случае выбор, сделанный вслепую, не может быть актом свободы. Именно исходя из этого, пожалуй, и следует строить концепцию религиозного и религиоведческого просвещения.

Комментарии (3):

3. Ирина (Дата: 2010-02-16)

О каком культурном и нравственном воспитании может идти речь, если у нас сама жизнь к этому не преспособлена! Оглянитесь вокруг, думаю Вы себя тоже некомфортно чувствуете в этом обществе грешников, которое очень далеко от вышеуказанных понятий. Лично я себя комфортно чувствую только в церкви, там где люди высоких духовных моралей и ты можешь себе позволить быть "правильным", а выйдя от туда, приходится становиться такой как все, иначе "заклюют"!

 
2. Дарья (Дата: 2010-03-06)

Совершенно согласна с Ириной. Самое интересное, что те же "люди высоких моралей" выйдя из церкви готовы "клевать", чтобы не быть самим "заклеванными".

 
1. Ирина (Дата: 2010-03-18)

Все-таки хочу себя немного подправить и дополнить. Комфортно я себя чувствую и в нашем мире (за стенами Церкви), потому что полностью приспособлена к нему. Просто в Церкви можешь почувствовать себя настоящим человеком (таким, каким «придумал» нас Бог, а не теми, кто мы сейчас). А «здесь» все мы живем по «принципу курятника»: «Каждый старается забраться по выше, сесть по удобнее, клюнуть ближнего и нагадить на нижнего». Поэтому приходится выбирать: или попасть в Рай или выжить здесь (совместить нереально).

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins