РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Семейный ковчег  |  любовь и супружество
 
23 июля 2013 г.  

«Развенчайте нас, батюшка…»

Слабые семьи, разводы, безотцовщина – горькая реалия современности, которая, увы, имеет тенденцию к росту. Еще хуже, пожалуй, то, что эти явления уже давно стали нормативными. По крайней мере, ощущение их болезненности в обществе сегодня заметно притупилось. Не обходит стороной трагедия разводов и церковную жизнь.
Мало того, в церкви эта проблематика приобретает особо драматичный характер. Еще сравнительно недавно, в советский период, то, что происходило в Церкви, было «тайной за семью печатями». И если крещение принимали массово (чаще всего не осознавая его сущности), то венчались, за редким исключением, в основном люди верующие. Сегодня же к таинству браковенчания, со свойственным молодости легкомыслием, часто приступают люди не церковные. В большинстве случаев у них нет даже поверхностного представления ни о браке, ни о семейных основах, не говоря уже о Таинствах Церкви. Благолепный храм, красивое свадебное платье, фата (символ невинности невесты), чтобы мероприятие было как можно более зрелищным, а фото и видео – эффектными. Вот, пожалуй, и все, что их интересует в данном вопросе. Ну, может быть еще букет, брошенный с паперти через голову невесты. Глупость из мексиканских сериалов, которая уже стала для нас «традиционной». Хотя нельзя сказать, что даже самые не церковные люди видят в свя-щеннодействии только лишь обрядовую сторону. Уже самые ранние приготовления к свадьбе, и, конечно же, само венчание, сопряжены с множеством суеверий. «Кто встанет на рушник первым, тот и будет главенствовать». «Чья свечка раньше догорит, тот первым и умрет». «Уронил батюшка кольцо – семья не сложится». При всей убогой наивности этих примет, они оказались очень живучими, даже в наш прагматичный век. К сожалению, подобные суеверия многим представляются истинной «духовностью».
Ну вот, отшумела свадьба – поздравления, подарки, песни, пляски, веселье, и начинается семейная жизнь. Важнее всего, пожалуй, чтобы главной силой, образующей семью, была любовь. При первых же трудностях молодожены неизбежно сталкиваются с тем, что в семье не обходится без обоюдного самопожертвования. Если их любовь развивается и крепнет, то эти жертвы не только можно перенести, они переживаются с радостью. Ну а если «спичка» влюбленности сгорит, а «огонек» любви от нее так и не загорелся? Тогда малейшие сложности воспринимаются как обуза. Поначалу супруги терпят их, затем это перерастает в то, что они терпят уже друг друга. Но терпение рано или поздно заканчивается, Боговенчанный брак – распадается, душевная травма остается на всю жизнь. Когда этот горький факт становится очевидным, обнаруживается то, насколько искаженными видят несостоявшиеся горе-супруги происходящие события. Как правило, никто не видит никакой вины за собой. Во всем виновата только вторая половина. Мало кто в этой ситуации осознает, что разрушение христианского брака – это не просто их «личное дело», а преступление против Бога: «... что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 6). Зато видят то, что священные узы церковного брака, дар Божественной любви, им отныне только тягостны. Опять же, и тут людям, пожалуй, невдомек, что уже сама эта мысль является богохульством. Видят только одно: с ними сделали что-то такое, что им оказалось ненужным и теперь мешает. Попросту говоря, «наколдовал что-то там батюшка, так пусть теперь расколдовывает». Вот и идут изо дня в день в храмы вчерашние молодожены, то вдвоем, то поодиночке с просьбой: «развенчайте нас, пожалуйста, батюшка».
И здесь важно понять, что никакого «развенчивания» нет и быть не может. Развод – это предательство любви. И если она уже предана, а ее дар отвергается, то брака уже, так или иначе, не существует. Так что разведенным парам, которые венчались в Церкви, можно оставить весь суеверный страх. «Бог поругаем не бывает» (Гал 6. 7), поэтому все, что было священного в брачном союзе, в этом случае отнимается.
Впрочем, существует некоторое подобие церковного развода. В случае если одна из сторон вступает во второй брак, то правящий архиерей дает письменное благословение на расторжение христианского брака. Но это процедура канцелярская, и не связана ни с каким священнодействием.
Нужно помнить, что второй брак – это снисхождение Церкви к человеческой немощи. И если первый брак супруги сохранить не сумели, то нужно хотя бы осознать свои ошибки и все основательно переосмыслить. Если самоанализ будет критическим и беспристрастным, то несостоявшийся брак неизбежно будет тяготить совесть. Но выход нужно искать не в избавлении от брачных уз путем «развенчивания», а в покаянии.

Комментарии (4):

4. Варфоломей (Дата: 2013-07-24)

Так может не гнаться за копеечкой по 5 венчаний в день, а сделать часовую лекцию с исповедью и причастием, да и срок как в загсе 3 месяца !?

 
3. Ангелина (Дата: 2013-07-24)

В нашем храме батюшка так и делает, и без специальной подготовки взрослых людей не крестит.

 
2. Анна (Дата: 2013-07-29)

Варфоломей, Вы правда думаете, что часовая лекция и срок в загсе 3 месяца что-то изменят??? Чтобы у современного человека появился более трезвый взгляд на брак, надо его полгода по 2 раз в неделю обрабатывать... Одна лекция мимо ушей пролетит - и никто уже после свадьбы не вспомнит, о чём о речь-то была. Не надо говорить про священников: "гонятся за копеечкой". У нашего приходского священника в день по 4 венчания, 3 крещения и 10 отпеваний. Годами просит, чтобы ему дали на приход второго священника, но каждый раз получает отказ: нет людей. Он что, должен всем парам отказывать в венчании, просто потому, что у него нет времени им всем лекциивычитывать???? Сейчас литературы православной на тему брака и венчания в каждой церковной лавке целый ассортимент. Кто хочет крепкую семью - сам догадается купить и почитать. Ну не дети же малые, не по 5 им лет, молодожёнам. Как бы то ни было, священник - лишь совершает таинство, а семью строят сами супруги. Если они не хотят найти информацию, узнать, спросить, почитать - это их личный выбор. И их ответственность.

 
1. Илона (Дата: 2013-07-30)

Анна, большинство венчаний сегодня происходит только потому, что это стало модным. И все что написано в книжечках - простомцу обывателю ло лампочки. Лишь бы фотки получились классные и чтобы все было как у всех. Храм, батюшка и всякий иной антураж. Вот это беда!

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins