РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Беседка  |  наши гости
 
09 октября 2012 г.  

Преображенный мир Ирины Котовой

Глядя на картины этой молодой художницы, можно с уверенностью сказать, что автор дарит людям частичку прекрасного и неповторимого. Сюжеты работ, как и их цветовая гамма - самые разные: пейзажи, портреты, есть и натюрморты. Но везде чувствуется удивительное переживание мастером красоты Божьего мира.
Итак, знакомьтесь – у нас в гостях замечательная белорусская художница Ирина Котова.
Досье:
Ирина Михайловна Котова родилась 17 ноября 1976 г. в Минске.

В 2002 г. закончила Белорусскую государственную академию искусств, отделение графики.
В 2003–2007 гг. обучалась в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже (Франция), по окончании которого получила степень лицензиата богословия.
В 2009 г. защитила магистерскую диссертацию по теме «Византийская традиция иконографии Воскресения в интерпретации древнерусских иконописцев XIII–XIV веков» в научно-исследовательском институте Сорбонны.
Работает в области станковой живописи, графики.
С 1990 г. – участница республиканских и международных художественных выставок и пленэров. Среди них: международная выставка в Оттаве (Канада), 1994; международная выставка «Alberobello arte» в Альберобелло (Италия), 2004; персональная выставка в Чарльстоне (Южная Каролина, США), 2005; персональная выставка в Посольстве Республики Беларусь в Париже (Франция), 2007 и др.

В каком возрасте у вас впервые проявился талант художника?


- Рисую с трёх лет. Сколько себя помню, творчество было моей насущной необходимостью. Мои родители, Маргарита Ивановна и Михаил Иосифович, старшая сестра Наталия – филологи по образованию – всегда работали и продолжают работать в сфере науки, искусства и культуры. Именно они изначально привили мне вкус к творчеству, научили понимать и любить мир искусства, его особый язык, научили видеть красоту в природе, в жизни и даже в самых обыденных вещах.

В вашей семье много творческих людей. Это как то повлияло на выбор вашей профессии?

Окружение, в котором я росла и формировалась как личность, составляли художники, поэты, актёры, деятели науки и культуры. Конечно же, их присутствие и пример не могли не повлиять на выбор моей будущей профессии. Кроме того, среди наших близких родственников есть художники, которые меня всегда поддерживали в моём выборе творческого пути. Это и мой дядя, Юрий Гаврин – известный белорусский художник монументалист, и его жена, моя тётя Янина – художник-дизайнер по интерьеру, и их дочь Лада – художник-витражист.

А как пришло желание рисовать на духовные темы?

- Важно заметить, что духовные темы в творчестве проявляются именно тогда, когда человек, художник в данном случае, начинает активно искать диалога с Богом, источником истинного творчества и вдохновения. Этот поиск может быть долгим и мучительным, но если человек искренен в своих чувствах и желании обрести смысл своего творчества и бытия вообще, Господь не оставит его без ответа, без Своих помощи и поддержки.
Если художник рисует тьму (в экзистенциальном, духовном смысле) – то вскоре тьма начнёт «рисовать» его, подчинять его душу своим законам. Если художник рисует свет – то сам Свет станет формировать его душу, делая её проводником нетварного божественного сияния.
Пройдя определённый этап испытаний, будучи ещё студенткой первых курсов Белорусской государственной академии искусств, я поняла, что для меня нет ни жизни, ни творчества вне Бога, вне Церкви. Я дорожу этим опытом как бесценным даром, который стал для меня залогом спасения и обретения смысла жизни и творчества во Христе.

Был кто-то, кто дал толчок к вашему воцерковлению?

Я бесконечно благодарна моему духовному отцу – протоиерею Павлу Латушко, настоятелю минского храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», – впервые по-настоящему открывшему мне красоту Православия и богатство евангельских истин. Именно он помог мне выйти на новый виток творческой деятельности, первым результатом чего стала моя дипломная работа в академии, посвящённая крестному пути Христа.

А как повлияло на ваше творчество обучение в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже?

- Следующей важной вехой на пути моего духовного и творческого совершенствования стала встреча в Париже с архиепископом Корсунским Иннокентием (Васильевым), ныне возглавляющим Виленско-Литовскую епархию. После окончания академии в Минске и получения диплома летом 2002 года я приехала на стажировку в Париж, чтобы в дальнейшем продолжить своё обучение в аспирантуре на кафедре истории искусств. Но Господь судил иначе и, прежде чем окунуться в исследования в области искусствоведения, я поступила по благословению владыки Иннокентия в Свято-Сергиевский православный богословский институт. Общение с талантливыми, мудрыми, духовно богатыми и глубокими людьми, такими как протопресвитер Борис Бобринский, протоиерей Николай Озолин, протоиерей Николай Чернокрак, протоиерей Джон Брэк, преподавателями нашего института, оказало на меня огромное влияние. Через общение с ними и другими людьми, окружавшими меня в период обучения в Свято-Сергиевском институте в Париже, я почувствовала необходимость развития данного мне Богом таланта художника в русле приобретенных богословских знаний и, что ещё более важно, в русле жизни, согласной этим знаниям.

Вами были сделаны иллюстрации к англоязычной версии книги «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. Мотовиловым». Чем запомнилась эта работа?

В ноябре 2010 года в Вестминстерском аббатстве в Лондоне состоялась презентация новой англоязычной версии книги «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. Мотовиловым» . Иллюстрации для этого издания мне было поручено сделать по заказу Кембриджского университета в 2006 году. Столь важная миссия выпала мне в год окончания богословского института в Париже. Это было и трудно и интересно. За всё благодарю Господа и дивлюсь Его премудрому Промыслу, ведущего каждого человека неведомыми путями ко спасению. Одно знаю, что творческий плод питается от духовного источника, и не осилила бы я данное мне задание без пройденного духовного пути!

Ирина, творческие люди всегда связаны с таким понятием как красота. Что такое красота для художника?

- На самом деле Вы затронули очень важный вопрос, так как часто для художника красивым бывает то, что таковым далеко не является в общепринятом смысле слова: покорёженное дерево, обшарпанная, с облупившейся краской дверь, завядший цветок, старческие руки - список можно продолжать бесконечно. Важно здесь то, какой смысл вкладывает художник в изображаемое. Хочет ли он открыть зрителю духовную, нематериальную красоту через видимую, порой несовершенную, оболочку или же сознательно воспевает процесс распада, деструкцию?
Сейчас в Западной Европе стали очень популярны изображения черепа. Их раскрашивают в яркие, неестественные цвета, выкладывают стразами, отливают из хрусталя и драгоценных металлов, но сами черепа от этого красивее не становятся, подобно тем "крашеным гробам" о которых говорил Христос в своей обличительной проповеди фарисеям. Напротив, изображение черепа может быть по-своему красивым, когда оно отражает духовную глубину, призывает задуматься о вечности, о премудрости Создателя, о покаянии.
Другая сторона медали - когда художник подменяет истинную красоту, которая всегда правдива, ложной, искусственной, "гламурной", как сейчас говорят. Подобное искажение уводит человека от понятия истинной красоты, а значит - от Бога.

Достоевский когда-то сказал, что красота спасет мир. И это уже аксиома. Почему именно красота?

- Будучи человеком искренне и глубоко верующим, Федор Михайлович Достоевский говорил о красоте как о Божественном свойстве, о той красоте, которая преображает душу, наполняет её любовью, а значит спасает её, а через неё и весь мир.


Вы закончили один из научно-исследовательских институтов Сорбонны.
Темой ваших исследований была выбрана сложная и глубокая тема Воскресения. Вы художник, а это очень непростая тема даже для иконописца.


- Выбор темы моей диссертации на кафедре истории искусств Сорбонны был не случаен. Как я уже говорила, ещё до поступления в Свято-Сергиевский богословский институт, я собиралась продолжить учёбу в аспирантуре на кафедре искусствоведения БГАИ в Минске. Выбранная мною первоначально тема была посвящена художникам, выходцам из Беларуси, жившим и работавшим во Франции в период с XIX века до наших дней. Однако, по мере постижения богословских наук, я поняла, что есть вещи, которые затрагивают сущностную основу моей жизни, и что именно их я хотела бы поставить во главу угла своих дальнейших исследований.
Логичным завершением моей академической дипломной работы, посвящённой крестным страданиям Христа как высшего воплощения земного человеческого пути, должна была стать тема Воскресения. Икона «Сошествие во ад», Anastasis – по-гречески, явилась для меня истинным ориентиром в жизни и творчестве. Я не пишу икон, но активно использую традиционную иконографию в своих произведениях станковой и книжной графики. Однако, чтобы успешно работать с иконографическими сюжетами, необходимо их глубоко и основательно изучать, знать их историю и осмысливать богословски. Именно такой попыткой осмысления образа «Анастасиса» стала моя диссертация в Сорбонне «Византийская иконография Воскресения в интерпретации древнерусских иконописцев XIII-XIV веков».

Как появилась идея создания серии картин «Воображаемый Париж»?


- Идея создания серии, посвящённой Парижу, городу Света, как его называют, родилась в связи с моими первыми пленэрными зарисовками, где я стремилась запечатлеть быстротекущее время в образе парижских пейзажей. В своём творческом эксперименте я следовала принципам, заложенным в художественном наследии импрессионистов, пост-импрессионистов, экспрессионистов и даже символистов. Среди них были и такие всемирно известные выходцы из белорусской глубинки, как Марк Шагал, Хаим Сутин, Мишель Кикоин, а также другие художники, чей опыт я использовала в своём собственном творчестве. Насколько успешно – судить вам. Единственно в чём могу вас заверить – я не старалась подражать ни одному из них, а просто хотела искренне выразить мою любовь тому городу, который меня принял и который был воспет до меня многими поколениями мастеров кисти и пера.

Какие места французской столицы вас особенно вдохновили?

Париж не может не вдохновлять! Всякий человек, любящий и чувствующий красоту, искусство как отблеск божественного совершенства, сможет услышать удивительно гармоничную музыку, настоящую поэзию этого города. Вдыхая изысканный аромат цветов Люксембургского сада, любуясь закатом с вершины Монмартра, отдыхая после лекций в парке Бют-Шомон с его живописными холмами и озером, прогуливаясь по набережной Сены близ собора Парижской Богоматери, мне всегда хотелось поделиться восторженными впечатлениями в первую очередь с самыми близкими, родными людьми. Им тоже, и в большей степени, посвящается моя парижская серия.

У вас была уникальная возможность рисовать Париж с необычных ракурсов благодаря ходатайству посла Франции в Беларуси Мишеля Ренери. Наверно, это был первый опыт такого рода в вашей жизни.
Каковы были ваши ощущения? Какие виды вам особенно запомнились?


- Да, это был удивительный и, в своём роде, уникальный опыт в моей жизни. Мне часто приходилось видеть панорамы Парижа, запечатлённые фотографами с высоты птичьего полёта, но при этом я даже представить не могла, что когда-нибудь буду сама рисовать французскую столицу с подобных ракурсов. Вот уж, поистине, где воплотился «Воображаемый Париж»!
Удивительным было и то, что сами здания, на крышах которых мне довелось сделать целую серию пейзажей, являются не только важными административными, политическими и культурными центрами страны, но и крупными центрами исторической жизни Франции. Так, например, Конституционный совет располагается в здании знаменитого «королевского дворца» (Пале Рояль), построенного в XVII веке по заказу кардинала Ришелье. Называвшийся поначалу Кардинальским, этот дворец пережил своего заказчика на столетия, увидев события расцвета и упадка монархии, а затем сильно пострадав во время Парижской коммуны в 1871 году. К счастью, за достаточно короткое время Пале Рояль был восстановлен и ныне представляет собой один из известнейших мировых шедевров дворцово-парковой архитектуры.
Я долго могла бы вам рассказывать и о Пале Рояль с великолепным видом на Монмартр и на Королевский сад, и о Министерстве иностранных дел, с крыши которого можно увидеть, как на ладони, и Эйфелеву башню, и площадь Согласия с садом Тюильри, и роскошный мост Александра III c Малым и Большим дворцами… И рассказала бы я вам о купольной церкви Дома инвалидов, с замысловатой крыши которой открывается круговая панорама Парижа, но лучше посмотреть мои работы, в которые я старалась вложить всё своё восхищение и восторг от увиденного!

К вашему альбому «Воображаемый Париж», серию текстов написал французский православный священник Кристоф Левалуа. Как складывалось Ваше сотрудничество?

- С отцом Кристофом Левалуа, священником православного храма преподобного Серафима Саровского в Париже, мы сотрудничаем с 2008 года. Отец Кристоф – многосторонне развитый и одарённый человек: журналист, писатель, преподаватель колледжа, он также является редактором и одним из главных создателей сайта Orthodoxie.com, широко освещающего события Православной Церкви в международном масштабе. Поэтому мне было очень приятно, когда Кристоф Левалуа искренне заинтересовался моим проектом, а затем нашёл время и возможность в нём активно участвовать.
Добавлю, что избранные тексты Кристофа Левалуа из альбома «Воображаемый Париж» звучат в одноименном документальном фильме, снятом Белтелерадиокомпанией в 2010 году.
В мае нынешнего 2012 года в знаменитом французском издательстве Cerf, специализирующемся на религиозной литературе, вышла новая книга Кристофа Левалуа «Забота о ближнем. Христианский взгляд на вопросы коммуникации». Мне посчастливилось стать автором иллюстрации для обложки этой чрезвычайно интересной и актуальной книги, а также переводчиком текста, презентующим её на новом сайте, посвящённом вопросам коммуникации с точки зрения христианства в современном мире.

Документальный фильм о вашем творчестве «Воображаемый Париж» принимал участие в VII Международном Сретенском православном фестивале «Встреча», который проходил в феврале 2011 года в четырех городах Калужской области. Какие впечатления остались от фестиваля?

- К сожалению, мне не пришлось присутствовать на самой презентации и о том, что наш фильм стал одним из призёров фестиваля, получив приз мэра г. Обнинска, я узнала постфактум. Мне позвонил режиссёр фильма Сергей Катьер, который отправил наш «Воображаемый Париж» на фестиваль, и сообщил радостную новость.
Одной из самых главных задач нашего фильма было выявить духовную сущность творчества, и мы рады, что зрители в России, участники и гости Сретенского фестиваля, не остались равнодушными к тому, что мы старались до них донести.

Вы подолгу живете заграницей. Помогает ли творчество преодолеть тоску по родной земле?

- К счастью, мы живём в такие времена, когда современные средства связи и передвижения значительно сокращают любые расстояния, и мы уже не так остро мучимы ностальгией по той земле, которую покидаем, тем более покидая её временно. Франция стала моей второй родиной и, приезжая в Париж, я чувствую, как если бы вернулась домой. В моём случае понятие ностальгии связано с тем, что осталось в прошлом, но остаётся важным и дорогим для моей души. И здесь на помощь приходит творчество, становясь своеобразной машиной времени, которая трансформирует весь пережитый опыт в образы настоящего и будущего. Так, например, я называю свою парижскую серию диалогом с городом Света. В своих пейзажах, портретах, натюрмортах, я будто веду живую беседу с тем и теми, что мне дорого и которых я люблю.

Вы много паломничали, в частности и к святыням Западной Европы? Какой духовный опыт вы почерпнули из них?

- Во-первых, побывав во многих паломнических поездках, начинаешь мыслить, видеть Православие во вселенском масштабе. Ты понимаешь, что Православие не ограничивается одним монастырём или приходом и традициями, в них сложившимися. Православие прекрасно именно в своём многообразии. Наша вера не даёт единого рецепта на все случаи жизни, но чётко указывает ориентир – Христа, распятого и воскресшего ради нас и нашего спасения. Быть православным – значит быть человеком творческим. Надо постоянно себя спрашивать: «А как бы Христос поступил на моём месте?», вместо того, чтобы каждый раз бегать к батюшке за разрешением мелких житейских проблем и неурядиц.
В Западной Европе хранится множество святынь единой Вселенской Церкви до её разделения на православную и католическую ветви в 1054 году. В Римо-католической церкви сейчас утрачено как таковое поклонение мощам святых. Однако, видя с каким благоговением и верой приезжают, часто издалека, к этим святыням православные христиане, католические иерархи и простые верующие Западной церкви не только не препятствуют подобному поклонению, но и в некоторых случаях сами для себя открывают то сокровище, что хранится у них под спудом.
Во-вторых, я как человек искусства, не могу не ощущать той поддержки, которую получаю в подобных поездках. Вдохновение не любит ленивых. Не потрудившись ради Христа, не получишь венца. Иногда что-то в работе не идёт, и только помолившись, поклонившись святыням, преодолеваешь трудности. Я очень люблю слова молитвы, обращённой ко Христу, «Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже». Эти слова, я думаю, могут стать настоящим гимном тех, кто не сам стремится прославиться, а прославить Творца.

Недавно в Российском центре науки и культуры в Париже прошла ваша выставка. Чему она была посвящена?

- Моя выставка в РЦНК в Париже проходила под знаком взаимодействия трёх культур – русской, белорусской и французской. Не случайно альбом «Воображаемый Париж» вышел в переводе на эти три языка. Соответственно на выставке были представлены работы из моей парижской серии. В программе открытия прозвучали избранные тексты Кристофа Левалуа из вышеупомянутого альбома, произведения известных белорусских композиторов XIX века в исполнении музыкантов франко-белорусской ассоциации «La vie en musique – LVEM» под руководством Георгия Сосновского, а также состоялась презентация фильма «Воображаемый Париж».

Каковы Ваши творческие планы?

Что касается моих планов, прежде всего я доверяю их Богу. Потом, если всё будет складываться благополучно, я поведаю вам о том, что свершилось и над чем я работаю. Сейчас могу только сказать, что есть много интересных проектов, в которых я хотела бы поучаствовать и проявить данные мне Богом таланты.

Что бы вы пожелали читателям журнала «Самарянка» и, в особенности, людям искусства?

Именно этого мне хотелось бы пожелать всем читателям «Самарянки»: развить в своей жизни все данные Богом таланты и с радостью войти в Небесное Царствие!

Комментарии (0):

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins