РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Паломница  |  по святым местам
 
25 мая 2012 г.  

НАБЛУС: место, где происходит Встреча

… За окном паломнического автобуса – километры колючей проволоки, которой отделена Палестинская Автономия от Израиля. Мы едем по Самарии – области в западной Палестине. Цель нашей поездки – город Наблус. Город с удивительной историей, который видел на своем веку множество побед и поражений, был участником великих событий.
Когда мы составляли маршрут нашей поездки, местные жители всячески отговаривали нас от посещения этой местности. Дескать, очень далеко, в глубине Палестины. Теряете много времени. Район крайне неспокойный. Стрелять могут в любой момент. Да и что там смотреть: ну колодец как колодец. А то, что ему намного более 2000 лет, так на Святой Земле, куда не ступишь, таких артефактов на каждом шагу. И все же… мы твердо решили побывать в Наблусе, куда нас непреодолимо влекли события, которые произошли там более 2000 лет назад.

Наблус, Шхем или Неаполис?

Узкие кривые улочки, мечети, церкви, длинные торговые ряды, мыловаренные заводы, а на восточной окраине – Тель-Балата (холм щебня), где в древности и был расположен старый город.
Население Наблуса – около 300 000 человек, в основном – палестинцы. Большинство веруюших – мусульмане. Около 350 самаритян проживают в отдельном районе на горе Гризим.
Наблус – древний ханаанский, затем хивийский, затем самаритянский, затем римский, затем арабский, впоследствии израильский город в горах Самарии, между горами Эйвал и Гризим – центральными горами самарийского хребта.
В Библии Наблус впервые упомянут в связи с приходом Авраама в Ханаан как место, где он поставил первый жертвенник. Иаков купил у жителей Шхема участок земли, где также установил жертвенник и вырыл колодец. Впоследствии на этом же участке был похоронен его сын Иосиф, чей прах был принесен евреями из Египта. А в эпоху царя Соломона Шхем был столицей одного из шести округов Израильского царства.
В правление императоров из династии Флавиев в 2 км к востоку от руин Шхема был построен языческий римский город, получивший название Флавия Неаполис (от него происходит сохранившееся до сих пор арабское название Шхема – Наблус).
Археологи после 1967 г. вели систематические раскопки Неаполиса. Сохранились руины древнего храма гиксосов. Не менее интересны церковь святой Анны и Сидонские гробницы. Известен Наблус и тем, что там находится гробница иудейского патриарха Иосифа.
Но главное событие в истории города произошло в первом веке, непосредственно у того самого колодца, который выкопал ветхозаветный патриарх Иаков. Ведь именно там произошла Встреча Иисуса Христа с самарянкой, которая подробно описывается в Евангелии.

Обитель

…За окном автобуса + 25º С, а ведь февраль. Кругом пыль и тяжело дышать. А в центре города Наблуса, где находится знаменитый монастырь, ремонтируют дорогу. Наш автобус с трудом припарковался около высоких стен греческого монастыря, построенного над библейским колодцем Якова. И только тогда вратарник Балат нам открыл калитку обители. Во избежание инцидентов ворота всегда закрыты. И лишь один игумен Иустин и несколько православных арабов поддерживают жизнь в храме, но в эту отдаленную обитель паломники всегда приезжают с радостью.
Настоятель обители Иустин Мамалла встретил нас у входа, благословил лично каждого, подарил икону и ватку со святым маслом. После подвел к алтарю, и мы сбоку увидели ступеньки, уходящие вниз. Там, в крипте, находятся остатки византийской постройки и сам знаменитый колодец Якова.
В византийский период святая императрица Елена воздвигла над колодцем величественную крестообразную базилику. Сейчас колодец находится под алтарем храма святой Фотины.
Мы спустились вниз. Посреди зала стоял древний, вручную вытесанный из камня колодец. Каждый хотел лично достать воды из глубины 40 метров. Но, соприкасаясь с Историей, все начинали нервничать и ни у кого не получалось – уж очень узкая горловина колодца. Тогда на помощь пришел настоятель. Ловкими движениями он показал, как управляться с ведром. Мы радовались как дети, умываясь и расплескивая воду вокруг себя. А настоятель сидел за свечным ящиком и, мудро подперев голову рукой, смотрел на нас и улыбался. Так смотрят родители на любимых, шалящих детей.

Кофта

Чудеса на Святой Земле случаются на каждом шагу. И на каждом шагу тебя ждет проверка: придерживаешься ли ты тех христианских принципов, которые, наверняка, проповедуешь? Мы все знаем как надо, а случись ситуация – не всегда готовы принять правильно решение.
Настоятель Иустин обратил внимание на черную теплую кофту, в которую была одета наша матушка Макария. Она – 86-летняя монахиня в миру – была самой старшей в нашей группе. Никогда не бывшая на Святой Земле, но слезно молившая Господа показать ей перед смертью Свои места, она решилась на невероятное с нашей мирской точки зрения. Взяв благословение у своего духовника, матушка Макария продала дом в селе, а вырученные деньги заплатила за поездку на Святую Землю. После возвращения жить ушла в монастырь.
Так вот, заприметил настоятель Иустин черную кофту на матушке и спросил у всей группы, может ли кто-то прислать из Украины такую же. Ничего, что женская – главное, теплая. Сразу же несколько человек громко во всеуслышание заявили – да, я пришлю. И вот усаживаясь в автобус, мы заметили, что матушка Макария без кофты. Где? Тихо отвечает, чтобы не привлекать внимание: «Отдала ему. А мне Господь еще пошлет».
Это был урок нам, желавшим громко показать всем, что мы готовы совершать добро. А матушка, ничего не говоря, тихо сняла с себя кофту и отдала священнику. Вы поверите, что, возвращаясь из Израиля, матушкин багаж в аэропорту весил больше всех?

Архимандрит Филумен Святогробский

В правом пределе храма стоит деревянная рака. За ней большое изображение – святой, а рядом человек с топором. В раке покоятся мощи последнего канонизированного Иерусалимской Православной Церковью святого – архимандрита Филумена Святогробского.
Святой новомученик архимандрит Филумен (в миру – Софоклис Хасапис) был убит у алтаря своей церкви при колодце Иакова в Наблусе 29 ноября 1979 года.
Филумен родился на Кипре 15 октября 1913 года. В юности переехал на Святую Землю и поступил в греческую Святогробскую школу в Иерусалиме. С 1944 года Филумен в течение более 30 лет был настоятелем монастырей и храмов Святой Земли – в Яффе, Рамалле, Иерусалиме.
В мае 1979 года архимандрит Филумен был назначен игуменом монастыря при колодце Якова в городе Наблус, который находился вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших на это место. В Самарии архимандрит Филумен прослужил всего несколько месяцев. В конце ноября в монастырь пришли несколько человек и потребовали убрать из храма от колодца Иакова кресты и иконы, потому что символы христианства мешали им молиться в этом священном для них месте. Настоятель отказался, напомнив, что колодец Иакова хоть и дорог иудеям, христианам и мусульманам, но уже тысячи лет является православной святыней. Фанатики ушли, пригрозив, что если настоятель не уберет христианские символы, то должен приготовиться к худшему.
Через неделю, 29 ноября 1979 года, архимандрита Филумена убили. Убийцы-фанатики ворвались в храм, топором нанесли в лицо две раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы нанеся крест), по частям отрубили пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение, и выкололи глаза. Также фанатики разрубили храмовое распятие и осквернили священные сосуды.
В 1983 году открыли мощи архимандрита Филумена. Останки были почти полностью нетленными. Иерусалимский патриарх Ириней тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы. 29 августа 2008 года накануне освящения храма в честь святой Фотинии Самарянки, в монастыре у колодца Якова мощи архимандрита Филумена торжественно перенесли в монастырь.
11 сентября 2009 года Филумен Святогробский был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Феофилом III. 29 ноября 2009 года в храме святой Фотинии Самарянки состоялась торжественная церемония с крестным ходом в честь прославления.

Настоятель

– Знаете, когда я в Патриархии заявил, что хочу поехать сюда, мне сказали: «Это верная смерть! Христиан здесь не хотят ни арабы, ни иудеи», – рассказал нам настоятель. – Но я тогда твердо знал, что должен быть на этом месте, иначе ведь мы вообще могли потерять этот монастырь. По местным законам здание без крыши считается незавершенным и не может быть оформлено как собственность. Получалось, что на него могли претендовать арабы! Я начал скупать везде, где только можно, камень такого же качества и цвета, какой был использован при начале строительства. Нашел мастера, знающего технологию работы с таким камнем. И за шесть лет мы полностью достроили этот храм. Я пережил не менее пятнадцати покушений на свою жизнь. В меня много раз стреляли, поджигали постройки и деревья, мне пришлось завести собак, чтобы хоть как-то обороняться и просто слышать непрошенных гостей. Бедных животных постоянно травят. В прошлом году в этот храм бросили самодельную гранату. Но я лучше умру, чем уйду отсюда.
Сегодня церковь достроена и благоустроена. Во время сионистских налетов случается, что в церкви прячутся боевики. А кроме этого вроде все спокойно.
Также Иустин Мамалла является смотрителем Темницы – места усекновения главы Иоанна Предтечи и места его погребения в Севастии, которое находится в 20 км от Наблуса.
Мы смотрели на этого человека, слушали его, и становилось понятным, каким подвигом может стать жизнь христианина в каждодневном исповедании своей веры и верности Христу – это решимость стояния до конца.

Встреча

…Путь Господа в Галилею лежал через Самарию. Там Иисус Христос впервые о Себе как о Мессии открыто сказал женщине, которую должны были презирать не только иудеи, но и ее единоплеменники самаряне. Именно ее Он первой приобщил тайне поклонения Богу в Духе и Истине.
Проходя через Самарию, Господь со Своими учениками остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом. Был полдень, время зноя. Ученики Иисуса отправились в город за пищей. А Господь обратился к женщине у колодца с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней – иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус объясняет женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую», под чем следует понимать благодать Святого Духа. Все еще не понимая Господа и думая, что Он говорит о воде обыкновенной, только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить за водой к колодцу. Чтобы она поняла, наконец, что говорит не с обыкновенным человеком, Господь сначала приказывает ей позвать своего мужа, а затем прямо обличает ее в том, что она, имея уже пять мужей, живет теперь в прелюбодейной связи.
В православной традиции женщина, которую Иисус встретил у колодца, носила имя Фотина (Светлана). После встречи со Христом она стала христианкой, проповедывала Его учение, многих в своем городе обернула в веру. И в 66 году приняла мученическую смерть в Риме. Вместе с ней пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида. После страшных мучений Фотину бросили в колодец.
Сопрокоснувшись с историей, описанной в Евангелии, заново пережив эту Встречу – четко ощущаешь удивительную особенность этих мест. На Святой Земле не только стираются границы времени, но самое главное – Евангелие становится зримым и осязаемым.

Кувшин

В обители хранится тот самый знаменитый кувшин, в который набирала воду самарянка.
Он почетно стоит на внутренней колонне с левой стороны храма, на высоте нескольких метров, за плотным граненым стеклом. Видимо настоятель посчитал, что так будет подчеркнута особенность именно этого храма. В храме кувшин с 2008 года, а история у него удивительная! Сначала вывезли в Константинополь, а после его разрушения – кувшин самарянки оказался в Риме. Где и хранился много веков. На историческое место его вернули после официального обращения Священного Синода Иерусалимской Патриархии в Ватикан, и сосуд решили вернуть, приурочив к официальному визиту римского понтифика на Святую Землю в 2008 году.

Посещение Наблуса осталось одним из самых ярких и светлых. И дело, конечно, не в кофе, которым нас угостил настоятель (подавали его в чашках-наперстках с ручкой без отверстия для пальца).
Дело как раз в той Тихой Благодати, на которую откликнулась твоя душа, наполненная благодарностью Богу за удивительную возможность ощутить радость этой Встречи.

Комментарии (2):

2. Фотина (Дата: 2012-05-26)

как хорошо! Как будто там побывала!

 
1. Маша (Дата: 2012-05-26)

А у нас в туре не было колодца Иакова. нам сказали, что туда очень опасно ездить. А вы решились. Молодцы! Вот и награда вам такая! Спасибо автору, очень тепло все описано.

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins