РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Мир.События.Люди.  |  люди
 
03 апреля 2012 г.  

Испытание талантом

У каждого из нас есть определенный потенциал в жизни. Христианство говорит нам о том, что Бог дал нам разные таланты. Какими они бывают и как ими правильно распорядиться? Таланты – это просто дар или еще и определенная ответственность? Как их обнаружить и как не потерять? С этими вопросами мы обратились к священникам – протоиерею Владимиру Ровинскому и протоиерею Александру Немчинову.
– Мы часто говорим о талантах, талантливости. А каково первичное значение слова «талант»?

О.Александр:
Спасибо, хороший вопрос. Действительно, далеко не все знают происхождение этого слова. В первичном значении талант – это древняя мера металла, прежде всего серебра. Ее объем в разные времена менялся. Во дни земной жизни Спасителя один талант составлял около 26 килограммов серебра. В Евангелии от Матфея, (Мф 25.14,30) есть притча о талантах. Подобная притча есть и в Евангелии от Луки (Лк 19.12,27). В них повествуется о некоем господине, который, уезжая в чужую страну, отдал все имение (то есть капитал) своим рабам: одному размером в пять талантов, другому два, третьему – один, «каждому по его силе». По возвращении господин призвал их с отчетом. Выяснилось, что первый и второй раб приумножили данные им таланты вдвое, а третий зарыл его в землю, на хранение. Приговор господина был очень строгим: выбросить негодного раба «во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». Итак, евангельское слово «талант», в смысле одаренности, оказалось очень емким, универсальным и распространилось далеко за пределами Церкви.
О.Владимир: У наших современников термин «талант» стал метапонятием. Мы широко им пользуемся, даже не пытаясь найти определение. Действительно – у древних иудеев это было денежной единицей, причем самой большой. А у греков слово τάλαντον означало «весы», затем «груз».
Понятие «талант» условно можно разделить на три категории:
а) данные каждому из нас черты Богоподобия, составляющие образ Божий;
б) дарования телесные, нравственные, эстетические, умственные, творческие;
в) дарованные блага: власть, звания, богатство и т.д.
Чтобы у нас не сложилось впечатление, что талант это нечто, хоть и данное свыше, но «халявное» и безответное, Христос притчу о талантах предваряет словами: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф 25.13).
Эта фраза не столько завершает предыдущую притчу о десяти девах, сколько дает ключ правильного понимания притчи о талантах. Владение тем или иным талантом – это владение не своим имением, а Божиим, за который непременно придется дать ответ. Ох, не случайно древние греки вкладывали в термин «талант» понятия и весов, и груза.
– Каким образом евангельская притча о талантах относится к вопросу о человеческой одаренности?
О.Владимир:
Термин «одаренность» имеет в своем корне слово «дар». Верующий человек всегда добавит – «дар от Бога». Правильное понимание термина «дар от Бога» – одаренность – наиболее глубоко и раскрывается в евангельской притче о талантах. Притча напоминает одаренным, или, как мы еще говорим, талантливым, что их дар – от Бога, за него надо будет держать ответ.
– Существует ли разница между Церковным и светским пониманием таланта?
О.Александр:
Есть, можно сказать, как между целым и частным. В миру слово «талант» понимается исключительно как особые профессиональные или творческие способности, заметно превышающие средний уровень. Безусловно, это почитается как талант и в Церкви. Но для Христианства это только составляющая часть объема данного понятия, причем большей частью во внешнем его проявлении. Чтобы было чуточку понятнее, можно привести пример. Наверняка всем нам встречаются в жизни люди, одно лишь появление которых, тем более общение с ними, вызывает, порой необъяснимые, положительные переживания. Но попадаются и такие, с которыми, без всякой на то причины, не хочется иметь ничего общего. Так вот, доброта и искренность первых, которая неизбежно затрагивает сердца и окружающих, безусловно, имеет Божественное происхождение, то есть талант. Можно привести и другой пример. Ученый с мировым именем, чей талант не подлежит сомнению, в жизни может быть человеком взбалмошным, эгоцентричным и самовлюбленным, откровенно неприятным и отталкивающим для окружающих. И старец, монах, который, может, даже и не имеет полного среднего образования, но люди к нему идут и идут, а возвращаются от него совсем не такими, какими пришли. Его Богодухновенная молитвенность, доброта и тепло проникают глубоко в душу и не забываются никогда. Здесь наглядно видно, что ученый умножил один из талантов, данных ему, но упустил много, пожалуй, более важного, чем научные достижения. А старец раскрыл в себе, приумножил и принес на пользу людям тот талант, который способствует сближению и единению человека с Богом. Так вот, для Церкви духовные таланты в субординации ценностей находятся несопоставимо выше любых других. Но в то же время Церковь с благоговением относится к любым талантам, поскольку все они даны Богом.

– А что можно отнести к духовным талантам?

О.Владимир:
Мне кажется, грань между талантами «духовными» и «не духовными» очень тонкая, поскольку каждый талант от Бога, а уж как он проявится и приумножится – это от человека. Одним Творец дал идеальный слух и чуткие руки, и они стали известными скрипачами, а другие, с теми же талантами – непревзойденными взломщиками сейфов.
Но все же понятие духовных талантов существует, их много. Некоторые из них апостол Павел перечисляет в первом своем послании к Коринфянам: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор 12. 7,10).
Духовный талант, как и всякий другой, тоже дается каждому по силам, для раскрытия, приумножения, и... возвращения Богу. Апостол Павел говорит: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, так же дары исцеления, разные языки» (1 Кор 12.28).

– О.Александр, связан ли талант со смыслом нашей жизни?

О.Александр:
Смысл жизни – понятие субъективное. Для верующего человека, православного христианина, смыслом, содержанием жизни является Сам Христос. Но вера должна быть плодотворной. «... Вера, если не имеет дел, мертва...» (Иак 2.17). Целью дел веры является восстановление утраченной гармонии между Божественным и человеческим миром. И каждый трудится на этом поприще в меру своих сил и возможностей, которые и являются даром, то есть талантом Божиим.
Для тех, кто еще не встретил в своей жизни Бога, так или иначе жизнь замыкается на самореализации. И опять же, человек ищет, пытается раскрыть в себе и реализовать имеющиеся у него таланты.
В любом случае талант имеет большое значение в жизни каждого из нас, если только жизнь не стала бесцельной. Хотя тут важно отметить вот что: возможность встретить Бога дается каждому. Вера – это и есть главный талант. Примет ли человек этот талант у Бога, а через него придет к прозрению и пробуждению веры или отринет, зароет в землю – это уже добровольный выбор каждого.

– Правильно ли будет разделить людей на избранников Божиих, щедро одаренных различными талантами и на обычных «среднестатистических», мало наделенных или вовсе обделенных какими бы то ни было талантами?

О.Александр:
Нет, не правильно. В притче не сказано про раба, которому господин вообще не дал таланта. Поэтому бездарных людей быть не может. Другое дело, что количество талантов господин дает не одинаковое. Почему? Пожалуй, прежде всего, потому, что в этом и заложено многообразие мира, индивидуальность и неповторимость каждого. В жизни мы видим немало случаев, когда человек с хорошими данными просто упивается своей талантливостью, разжигаясь страстью самовлюбленности, но в результате остается посредственным специалистом. И напротив, люди, порой с очень скромными способностями, благодаря изнурительному труду достигают невероятных результатов. Хотя трудолюбие это тоже талант. Так или иначе, обделенных талантом людей – нет.

– Отец Владимир, очень часто люди говорят, что я – совершенно обычный, такой как все. У меня нет никаких талантов. С этим надо родиться. Что вы обычно отвечаете в таких случаях?

О.Владимир:
Соглашусь с о.Александром, совершенно бесталанных нет. Это подтверждает и евангельская притча. Один святитель сказал, что у каждого человека есть по крайней мере один талант, дарованный нам Богом – наша жизнь. Это врожденный талант во всех отношениях. И даже не имея, казалось бы, других талантов, мы можем отдать ее другим.

– Как же обнаружить свои таланты?

О.Александр:
Самый полный и содержательный ответ на ваш вопрос, содержится в 12 главе первого послания св. апостола Павла к Коринфяням. Тезисно ее содержание таково: вначале апостол пишет, что при всем многообразии дарований все они подаются от Единого Бога. «Дары различны, но Дух один и тот же; И служения различны, а Господь один и тот же» (1Кор 12.4,5). А потому нужно принимать данные нам дарования, а не искать того, что нам не свойственно. Здесь апостол Павел проводит параллель с различными членами одного тела, которые одинаково важны. «Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова сказать ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее». (1Кор 12.21,22). Резюмируя сказанное в этой главе, апостол заключает: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1Кор 12.31). Вывод из сказанного можно сделать следующий: чтобы принять дар Божий, нужно стяжать добродетель смирения. Только тогда мы сможем обнаружить то, что нам действительно дано, а не то, что нам кажется более престижным. А по мере того, насколько усердно мы будем трудиться, нам раскроются и более совершенные дарования…

– Возможно ли открыть талант в зрелом возрасте?

О.Владимир:
Большинству молодых людей свойственна самонадеянность и беспечность. Как правило, им кажется, что времени на раскрытие своих талантов еще уйма, они все еще успеют и поэтому не стоит особо напрягаться и спешить. В более зрелом возрасте убеждаешься, что время пролетает значительно быстрее, чем хочется и можно не успеть не только приумножить таланты, но и распознать их.
Мне кажется, если человек стяжал осознание приближающейся вечности, обостренное чувство ответственности, научил себя понуждать и обрел общение с Богом через молитву – он сможет распорядиться, по крайней мере, тем главным Богом данным талантом – собственной жизнью. Она приумножится в жизнь вечную. Хотя нередко бывает, что там и ряд других талантов откроется. Не случайно Господь научал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6.33).

– У Ричарда Баха есть интересная трактовка того, как человек раскрывает свой талант. Он говорил о том, что каждому из нас при рождении дается глыба мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую. Некоторые так и таскают эту глыбу с собой всю жизнь, ни разу ее не коснувшись. Некоторые довольно быстро разбивают ее на маленькие осколки. А некоторым удается создать из нее великий шедевр. Благодаря чему все-таки удается создать этот «шедевр» или, иными словами, развить свой талант?

О.Александр:
Опять же, благодаря смирению и трудолюбию. Если взять, к примеру, научные открытия, то они возможны только при смирении ума ученого перед действительностью, соединенного с работой от слова «раб». В противном случае это неизбежно будет попытка гордого разума навязать науке какую-нибудь, простите, отсебятину.

– Может быть у человека несколько талантов?

О.Владимир:
Может. Святитель Лука Войно-Ясенецкий – блестящий хирург, художник и пастырь. Павел Флоренский – великолепный инженер и ученый, богослов и философ, священник и исповедник. Этот список можно продолжать очень долго. Но не следует забывать, что «от всякого, кому дано много, много и потребуется... » (Лк 12.48) – талантливый человек должен быть одновременно и большим тружеником.

– Возможно ли потерять талант?

О.Александр:
Конечно, по причине нерадения и неблагодарности.

– Что значит быть достойным своего таланта?

О.Владимир:
Таланты не цель, а средство для раскрытия нашей души. Мы должны быть достойными не своего таланта, а Давшего нам его. Притча о талантах противопоставляет две жизненные позиции: позицию активного рискующего делателя позиции трусливого пассивного бездельника. Риск вознаграждается, трусость – осуждается.
О.Александр: Мне, признаться, не совсем понятно это словосочетание. Не будем забывать, что все люди рождаются с генетическим заболеванием: греховностью, то есть все мы по своей нравственной природе ущербны и неполноценны. Поэтому говорить о том, что мы достойны хоть чего-то Божественного, наверное, не совсем уместно. Но можно точно сказать, что совершенно не достойны своего таланта те люди, которые, например, ставят его себе в заслугу или употребляют во зло, ну и те, у кого талант бездействует, то есть зарыт в землю.

– И последний вопрос. Что означают слова «зарыть свой талант в землю» применительно к современному человеку?

О.Владимир:
Святитель Феофилакт Болгарский, известный толкователь Нового Завета, так говорит: «Закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других; и он осужден будет. Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные, считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы». Уж сложно что-либо более применительное к современному человеку сказать.
Имевший один талант был наказан не просто за то, что он не использовал данный талант, а за то, что не послужил с его помощью Богу. Ничем не послужил, нисколько – то есть зарыл в землю...
О.Александр: Мне очень нравится высказывание свт. Филарета (Дроздова): «Сгорит и земля, и яже на ней дела. Научите меня делать дела, которые не сгорают и не сжигают, но вслед ходят и ведут в жилище несгорающее». Эти слова актуальны и сегодня.

Комментарии (3):

3. Даша (Дата: 2012-04-06)

Не всегда удается обнаружить талант сразу. И так хочется своими талантами послужить Богу!

 
2. Аня (Дата: 2012-04-09)

Интересная беседа. Спасибо.

 
1. Татьяна (Дата: 2014-09-05)

Спасибо за просвещение! Очень нужная тема.

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins