РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Архивариус  |  церковная символика
 
15 декабря 2011 г.  

«И золото церковных куполов зовет войти и приобщиться к вере…»

Любуясь красотой куполов православных храмов, многие из нас не задумываются о том, что они символизируют. А ведь количество куполов, их цвет и даже форма не бывают случайными.
История куполов началась очень давно. Технологически сложные и большие купола стали строить в Древнем Риме. Купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений примерно в начале II в. по Р.Х.
Купольная традиция пришла на Русь из Византии, и за тысячу лет автономного развития она обрела богатое символическое значение.
Купола занимают важное место в христианской архитектуре. Большинство православных церквей венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение. Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов.
Форма
Самая распространенная форма – шлемовидная. Это символ воинства, духовной брани, которую Церковь ведет со злом. А также очень похожий на шлемовидный – луковичный. Форма луковицы – символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы – свет миру». Менее распространены формы: зонтичный купол и грушевидный.
Луковичный купол – разновидность купола, имеющего форму луковицы. Отличается большим диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
В отношении даты возникновения первых луковичных куполов историки расходятся во мнениях, так как в древнерусском зодчестве, судя по иконам домонгольского периода, что-либо подобное отсутствовало. Изначально главенствовали так называемые шлемовидные купола, по форме напоминающие шлем русского богатыря. Предполагается, что луковичные купола получили массовую популярность только во времена правления Ивана Грозного, когда в честь взятия Казани был построен Покровский собор, в неизменном виде сохранившийся с шестнадцатого столетия. Некоторые исследователи считают этот элемент заимствованным у мусульманских народов, другие заключают, что луковичные главы развились из шатров древнерусской деревянной архитектуры (согласно этой теории главы имели скорее практическое значение, нежели религиозное, и возводи-лись с целью предотвращения скопления на крыше снега).
Изучением этой проблемы занимались многие ученые, большое историческое значение имеют труды академика Бориса Рыбакова, который в 1946 году, анализируя древние рукописи, пришел к выводу, что луковичные главы существовали на Руси еще в XIII веке. Археолог Николай Воронин согласился с его мнением, отметив, что луковичная форма применялась даже чаще шлемовидной. Сергей Заграевский, искусствовед современности, обнаружил упоминания о луковичных куполах в летописях XII века.
Вероятно, повсеместное распространение в православном строительстве обусловлено тем фактом, что такие купола похожи на зажженные свечи, широко используемые во время церковных служб.
Цвет
Цвет купола также способен поведать о многом. Яркая, даже разноцветная раскраска передает представления архитекторов о красоте Царства Небесного. Золоченые купола говорят о том, что храм посвящен Иисусу Христу либо одному из двунадесяти праздников. Звезды на синем фоне указывают на то, что церковь воздвигнута в честь Богородицы, зеленый же цвет символизирует Троицу. Зеленым же (или серебряным) обозначаются и купола храмов, посвященные кому-либо из святых.
Количество
Не менее информативно и количество глав.
Так, один купол говорит о посвящении храма единому Господу. Два завершения напоминают о двойственности природы Иисуса: божественной и человеческой. Три – символизируют единство Пресвятой Троицы. Четырехкупольные храмы могут олицетворять собой как четыре основных Евангелия, так и четыре стороны света. Пятиглавые соборы, обыкновенно, имеют целью выразить вечный союз Христа и апостолов-евангелистов, а также – показать превосходство Христа: один из куполов, центральный, непременно выше прочих. Семикупольные конструкции говорят о семи основных добродетелях, Вселенских Соборах или Таинствах, а девятикупольные символизируют небесный порядок, включающий в себя по девять чинов ангелов и праведников. Тринадцатиглавые соборы прославляют Иисуса Христа и двенадцать апостолов, в то время как двадцать пять глав указывают либо на двадцать пять видевших Апокалипсис пророков, либо на восхваление Богородицы. Наконец, храм, имеющий тридцать три купола, символизирует собой продолжительность земной жизни Спасителя.

Комментарии (0):

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins