РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Мир.События.Люди.  |  люди
 
11 апреля 2011 г.  

Homo homini...

«В ближнем – наша жизнь и наша смерть».
Прп. Антоний Великий

Человечество в своем развитии зашло в тупик. Сегодня это уже ни для кого не секрет. Первыми об этом предупреждали религии, причем не только христианство. Затем это стало очевидным в сфере культурологии.
Мировая наука, так и не выполнив обещаний насчет космических городов и трансгалактических рейсов, также смирилась с тем, что эпоха великих открытий осталась позади, хотя, возможно, грядут еще более великие научные достижения. Ну и наконец, нынешний финансовый кризис обнаружил, что экономика также зависла над пропастью. То есть, возложив всю надежду и упование на прогресс как на могущественную силу продвижения вперед, человечество упустило из поля зрения самое важное: а что там, впереди?
Вопрос другой: почему человек выбрал такой ошибочный путь, в чем причина того, что произошел этот сбой? Если попытаться ответить на него сжато, суммируя все имеющиеся причины, то, пожалуй, можно сказать, что это психология, а ныне уже идеология пользователя, потребителя, которая в той или иной степени была свойственна человеку во все времена. Эта идеология занимает все более прочные позиции в сознании людей, становится общественной моралью, неотъемлемой составляющей законодательства. Еще сравнительно недавно многие сочли бы неприличным так явно выпячивать свои потребительские требования, а сегодня – наоборот, неприлично быть пассивным в борьбе за них. Во многом это правильно, свои права нужно уметь отстаивать, если бы не несколько «но». Первое – то, что подавляющее большинство людей права интересуют гораздо больше, чем обязанности. Думая о том, как бы побольше и получше взять, мы редко задумываемся над тем, что бы побольше этому миру дать, какую бы принести пользу обществу. И это напрямую вытекает из второго «но»: сами эти термины – «пользователь», в особенности – «потребитель», не что иное, как синонимы слова «паразит». Вот и получается, что в течение всей истории своего существования люди создают паразитическую цивилизацию, для которой естественный исход – это самоуничтожение.
Впрочем, нельзя обобщать, это будет несправедливо. Во все времена и у всех народов были и есть люди, способные на самоотверженность, которым не жаль и саму свою жизнь отдать за других. Но речь идет не о них, а о большинстве, которому не то что чужда самоотверженность, но даже не понятен тезис «жить, чтобы работать», понятен лишь обратный – «работать, чтобы жить».
Желание получить от жизни как можно больше становится страстью, из-за которой мы замыкаемся в себе и дичаем. Поэтому проповедь Церкви о любви к ближнему, чем дальше, тем острее ставит вопрос: так кто же он, где он, этот ближний? Действительно, сколько в жизни нам приходится переносить ударов, когда родственные, дружеские связи предательски исчезают, если не совпадают с личными интересами.
Ответ на этот вопрос Господь дает иносказательно, в притче о милосердном самарянине. Сущность этой притчи можно свести к выводу: ближний – это, прежде всего, тот, кто в тебе нуждается, для кого ты можешь совершить добрые дела, ничего за это взамен не ожидая. Более того, герой этого повествования, самарянин, точно знает, что пострадавший не просто не любит его, а относится к нему враждебно, надменно и даже брезгливо. Но все это не имеет для него значения. Важно лишь одно: человек страдает, значит, я сейчас ему нужен. То есть ближний – это человек, способный сопереживать и разделять скорби, проблемы других людей, искренне радоваться тогда, когда кому-то хорошо. Если тот, кого мы привыкли считать ближним, будь то супруг, родственник или друг, в случае внезапно обострившейся ситуации смалодушничал и дистанцировался, то он оказался совсем не ближним, а чужим. Но и это не должно препятствовать тому, чтобы после их предательства наша любовь к ним продолжала бы оставаться искренней и плодотворной.
Две тысячи лет назад, Сам Господь воплотился и вошел в человеческую жизнь. Его Вочеловеченье стало свидетельством того, что значит быть человеком, обнаруживая тем самым ущербность и несовершенство человеческой природы всех людей. Его служение – это подвиг священной жертвенной любви, которая свидетельствуется и проповедуется Церковью, основанной Им в этом мире. Избранный человечеством путь потребительской цивилизации, увы, диаметрально противоположен пути, указанному в Евангелии. Вместо того, чтобы стать, друг для друга, ближними, скажем так, построить цивилизацию ближних, люди идут по пути отчуждения, не видя того, что это и есть причина общечеловеческого кризиса на всех уровнях. Нас многое не устраивает в наших ближних, хотя сами мы их раздражаем, не замечая того. Нам искренне хочется многое в окружающих, да что там, во всем человечестве поменять к лучшему. Но, возможно, исправлять нужно не кого-то, а самих себя. И начать именно с того, чтобы принять и полюбить наших ближних такими, какие они есть?

Комментарии (3):

3. Маша (Дата: 2011-04-11)

Тяжело, батюшка, принять такими как есть. очень тяжело!

 
2. Тамара (Дата: 2011-04-13)

Помочь можно человеку, желающему такой помощи. Вмешательство в чужую жизнь иногда приводит к обратной ситуации. Говорят же "благими намерениями вымощена дорога в ад".

 
1. Ирина (Дата: 2011-04-14)

Нуууу….. о.Александр, БРАВО, с Вами, как всегда, поспорить невозможно! Как обычно, в самую точку, и дослушав до конца, исчезают все вопросы, которые «крутились» в голове)))) Но, позволю себе, таки не остаться в стороне…))) В наше время, скорее актуален тезис не «работать, чтобы жить», а «работать, чтобы ВЫжить»… и, я уверена, что БОЛЬШАЯ часть населения ходит на работу, исключительно, что бы получить зарплату (а еще лучше – ничего не делать и получить зарплату, а еще лучше, при любой возможности, еще и что-то «умыкнуть», то, что «плохо лежит»). И о «пользе обществу» у многих даже мысли не возникает… (сразу скажу, что, естественно, НЕ ВСЕ одинаковые). Кстати, смею заметить, что все-таки в наше время есть относительно, немало, людей, готовых «сопереживать и разделять скорби, проблемы других людей» - но только «сопереживать», но никак не «совершить добрые дела, ничего за это взамен не ожидая». Хотя, и это не однозначно, некоторые из них у тебя за спиной искренне рады, что у тебя есть проблемы, часто с таким сталкиваюсь, поэтому о моих проблемах знают очень НЕМНОГИЕ люди…. но гораздо реже встретишь человека, который способен «искренне радоваться тогда, когда кому-то хорошо». В данном случае, слово «радоваться» в своем большинстве, заменяется словом «ЗАВИСТЬ», как это ни печально… «Если тот, кого мы привыкли считать ближним, будь то супруг, родственник или друг, в случае внезапно обострившейся ситуации смалодушничал и дистанцировался, то он оказался совсем не ближним, а чужим. Но и это не должно препятствовать тому, чтобы после их предательства наша любовь к ним продолжала бы оставаться искренней и плодотворной» - простите, а, если этот «ближний» (например, супруг), будет «дистанцироваться» каждый раз – то, что с ним делать??? Жить и любить его всю оставшуюся жизнь, что бы ему несчастному жилось комфортно за женской «каменной» спиной? Простите, я возможно «перегнула», но такое тоже часто бывает, казалось бы – супруг, а в один прекрасный момент раз – и от супруга одно название осталось… Ладно, по-моему, я разошлась… это всё, конечно, в идеале… ух, какая жизнь была бы..))) Но это возможно, исключительно, если весь мир в один момент, начнет поступать именно так… Кстати, да… моя любимая фраза, пользуюсь часто, и в любых ситуациях «…начни с себя…», но многие, не то, что не могут признать свои ошибки и, допустим, извиниться и измениться… они не могут «себе» в этом признаться, постоянно выискивая виновных вокруг (как Вы говорите «закрыть рот своей совести» - если я не запамятовала)… В общем, не хватает в нашем мире духовного воспитания – вот и все!!! Недавно очень понравилась фраза «Если Бог с нами, то какая разница, кто против нас!!!»

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins