РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Беседка  |  наши гости
 
29 октября 2010 г.  

Протоиерей Николай Несправа: «Людей без Дара не бывает!»

Дарования, одаренность – тема, актуальная в Церкви как для новоначальных, так и для духовно опытных людей. На вопросы о сущности и значимости даров Божиих в деле спасения мы попросили ответить доктора богословия, протоиерея Николая Несправу.

– Как бы Вы определили объем понятия дар Божий?
– Если мы говорим о Боге как о Творце, то важно отметить, что на греческом языке «Творец» – это Поэтисс, то есть любое Его творческое действие – это поэзия. Если человек создан по образу и подобию Божию, то ему также дана способность творить – дар творчества. И дар этот проявляется в творческих силах, в тех или иных жизненных ситуациях, которые приводят человека ко спасению. Есть дары, таланты, которые даются каждому человеку, которые делают человека уникальным и не похожим на других.

– Какой первый Дар был дан человеку?

– Самый первый, что сотворил Бог человека по образу и подобию своему. Это то, что отличает человека от всего тварного мира. Дар этот заложен в основе того, что люди стали людьми.

– Это по значимости. А хронологически мы можем сказать, что первый дар Божий – это жизнь?

– Конечно. Само бытие – это уже дар. Это общий дар. Если мы говорим о сугубом даре, то это осознание бытия. Господь приводит к человеку животных, чтобы тот наименовал их. Для древнего толкования имя – это сущность природы. Таким образом, человек, давая имена живым существам, познает их сущность. Это уже есть дар, который определяет его понимание жизни и своего места в ней.
Еще один важный дар, который дает Господь человеку – это плодитесь и размножайтесь. Продолжение рода – очень важный момент, создание некоего общества – семья, муж, ребенок, вхождение в человеческую общность.

– Всем ли даются дары от Бога? Есть ли люди безДарные?

– Нет. Людей бездарных не бывает. Каждый человек по природе одарен. Знаменитое высказывание Тертуллиана: «каждая душа по природе христианка», свидетельствует также о том, что по природе наша душа приближается ко Творцу, а значит обладает творческой силой – вот этими дарами. Мы можем в себе эти дары раскрывать и проявлять, ведь путь ко спасению и состоит из их постоянного проявления, а значит, нашего постоянного преображения.
Это очень похоже на действие фотобумаги, когда ее погружают в проявитель и постепенно проявляются черты изображения. Но есть еще одно условие: проявленное изображение нужно закрепить.
Кроме того, что дар дается человеку, он должен уметь этот дар удержать. У древних отцов была удивительная фраза: «сосуд прободенный». Если взять сосуд с дырками, набрать в него воды, то к дому своему мы ее не донесем, она вся вытечет. Главный вывод из этой притчи, это то, что дары можно удержать, а можно потерять. Дары нужно умножать.
Вспомним притчу о зарытом в землю таланте. В ней иносказательно говорится о том, насколько неодинаково люди распоряжаются полученными от Бога талантами. Одни приумножают талант, другие зарывают его в землю, но нет людей, которые бы не получили от Бога талант вовсе.

– Но количество талантов разное…

– Да, но и служения разные.

– Получается, что человек сам виноват, что не находит эти дары?

– В какой-то степени, да. Не просто не находит, а не раскрывает, в силу разных причин.

– Св. Иоанн Кронштадский говорил: «Вера – уста души, служащие ко принятию Божиих даров». Можно ли сказать, что именно отсутствие веры является причиной нераскрытых даров?

– Характер проявления даров зависит от того, на что ориентировано сердце человека. Подобно тому, как в телевизоре – есть внутренние настройки, есть антенна. Если все настроено правильно – мы видим картинку, если антенна смотрит в сторону – то получаем или искаженную информацию или не получаем ее вовсе. Искренняя вера, не искаженная ересью, направляет всю нашу жизнь к Богу, созидает синергизм, Богочеловеческий союз. В результате Божественные действия, а значит, и дары, проявляются во всех гранях этого человека. В этом, на мой взгляд, сущность слов святого Иоанна Кронштадтского.

– Скажите, со стороны светских людей часто повторяется один и тот же вопрос: “Если человек не верит, то в чем же его вина?”

– Если человек не верит, но не сопротивляется – он уже не богоборец. В Евангелии от Марка Господь говорит: «…кто не против нас, тот за нас и кто напоит вас чашою воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам не потеряет награды своей» (Мк.10.40,41). Видите, даже малейшее проявление почтения Господь не оставляет без награды, т.е. дара. Не забывайте, что для многих религиозная аморфность – вопрос времени и сонного духа. Если для такого человека наступит время духовного пробуждения – конечно же, все его дары оживут с особой силой.
Другое дело, когда мы видим богоборца и богопротивника. В этом случае очень сильно проявляется дух отрицания, гордости, а значит, противления гармонии мироздания. Такой человек – действительно виноват в своем безверии.

– Известно, что демонические силы часто мимикрируют под проявление Божественных действий. В чем характерное отличие даров Божиих?

– Да, действительно, есть люди, которые от сатаны получают НЕ дары, а некоторые мистические способности, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Как их отличить? Пожалуй, тот самый священный мир (можно было бы немного пояснить, ответ грамматически не согласуется с вопросом), о котором говорит Господь, любовь, потому что Бог есть Любовь – это и есть признаки, сопутствующие дарам Божиим. И если их нет – то это явное свидетельство того, что эти способности отнюдь не Божественного происхождения.

– Значит ли это, что человеку, не приобщившемуся пока к духовному опыту, разобраться в этом бывает тяжело?

– Думаю, что да. Здесь мы подходим к святоотеческому пониманию того, что дары передаются в Церкви. Имеется в виду не культовое сооружение, а Церковь как собрание.
Мало того, различение даров – это тоже дар, который возможен только в том случае, если человек не просто живет во Христе, а его жизнь отличается особой аскетичностью и бденностью. В противном же случае должного понимания быть не может.

– Сегодня религиозный прагматизм порождает духовную всеядность. Всевозможные неохаризматические движения, которые заимствуют идеи из полуоккультных сект, на своих собраниях говорят о полученных дарах Божиих. Что отличает православное понимание даров небесных?

– Здесь, на мой взгляд, уместны слова писателя О.Генри: «Важны не дороги, которые мы выбираем, а то, что внутри нас заставило выбрать эти дороги». Те люди, которые искренне ищут Бога «Царства Божия и правды Его» в конечном итоге находят Того, Кого ищут, даже если на каком-то этапе заблуждаются. Хуже обстоит дело с теми, кто и в духовной жизни руководствуется прагматичными соображениями, само это побуждение приводит их в ловушку, в состояние духовного самообмана, которое в аскетике получило название прелесть (славянское слово «лесть» – значит обман). Это действительно страшное и очень опасное состояние, трагизм которого заключается в том, что человек не видит того, как он умышленно обманывает самого себя. Увы, это может случиться и в Православной Церкви, вот почему на протяжении столетий старцы, духовники, подвижники предупреждают новоначальных об этой опасности и указывают путь ко спасению через смирение и послушание. Не для того, чтобы ограничить нашу свободу, а чтобы приобщить нас к духовному опыту этих подвижников.
Что касается неохаризматических сект, то в них человека первично соблазняет и увлекает количество лозунгов, напряженная психо-эмоциональная среда, которая больше напоминает психологические сеансы, чем христианские собрания. К сожалению, из-за духовной неопытности состояние эйфории человек путает с дарами Божиими. В результате это неизбежно приводит к психическим изменениям и повреждениям.

– Бог дал человеку удивительный дар – свободу. Почему именно с этим даром человеку разобраться сложнее всего?

– Мы привыкли думать о свободе в двух планах – в плане общественно-политическом и в плане взаимных отношений. Мы привыкли определять свободу как наше право поступать так, как нам хочется. Свобода – высочайший священный дар и нести его тяжело, слишком высока ответственность! Свобода есть способность разумно избирать полезное и нужное дело, это деятельная способность человека не порабощаться греху и избирать лучшее при свете истины Божией. В этом видится образ Божий в душе человека. Свобода выбора была предоставлена человеку еще в раю: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор. 30,15). И выбор этот, главный выбор своего существования, человек должен совершать до скончания века.

Комментарии (1):

1. Яна (Дата: 2012-03-03)

Статья заставляется задуматься.

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins