РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Жизнь Церкви  |  вера и магизм
 
06 августа 2010 г.  

Спрос на звезды

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мф. 2, 1-2). Едва ли в Евангелии есть место, более значимое для тех, кто по карте звездного неба пытается прочесть свою или чужую судьбу.
Астрологи, считая себя преемниками древних звездочетов, не видят противоречий своего ремесла с христианством. Церковь, по их мнению, с присущей ей узостью и невежеством пытается отстоять монополию, когда речь идет о душе человека. То ли дело древние мыслители и ученые - Иоганн Кеплер, Френсис Бекон - не чета нынешним попам. Да и народные массы в России охотно потребляют астрологические прогнозы - бывает, что и в храме за свечным ящиком звучит вопрос: "А знаки зодиака у вас есть"?

Да и в самом деле, что же плохого в том, что астрология помогает человеку познать себя, свои сильные и слабые стороны? Не дает ли прогноз, прочитанный на последней странице газеты, уверенность в завтрашнем дне, помогая избегать ошибок в "плохие" дни и использовать по максимуму потенциал "хороших"?

Для определения особенности личности в астрологии используется "натальная карта" - схема, на которой в символическом виде запечатлено состояние космоса в момент рождения человека. Интерпретируя натальную карту, астролог пытается определить характер человека и выявить общие тенденции его судьбы. Таким образом, особенности личности человека, пусть в ограниченной мере, заданы при рождении расположением небесных светил. Кроме того, его жизнь, пусть в ограниченной степени, оказывается запрограммированной расположением звезд. Казалось бы, астрология и христианство говорят об одном - о том, что следует знать правду о самом себе, чтобы жить, избегая духовных катастроф.

Впрочем, в астрологии мы наблюдаем занятное явление - те слабые стороны человека, о которых говорит звездная "характеристика", могут быть поняты и как сильные, а то и вовсе щекочут самолюбие читателя. "Овны отличаются крайней активностью. Наверное, они самые активные люди из всех знаков Зодиака. Свои дела вы начинаете активно, так же продолжаете их и, к сожалению, бросаете их, не доведя до конца, потому что многие дела требуют выдержки и терпения. Доделывать дела до конца - это хорошо, но для Овна важнее начать, зажечься самому и зажечь окружающих. Это ваша высшая космическая задача, для этого вы рождаетесь под этим знаком зодиака, - сообщает гороскоп Рамблер.ру. - Люди, рожденные под знаком Тельца во всех делах руководствуются здравым смыслом, это очень земные, практичные, порой прагматичные люди. Если говорить о негативных качествах Тельца, которые ему дает Земля, то это, прежде всего, консерватизм, стремление к стабильности". Все эти характеристики, по сути, - плохо закамуфлированная лесть, апеллирующая к чувству собственной значимости и исключительности. Еще бы - у меня тот же знак зодиака, что и у Байрона, Моцарта и Укупника, - я не лыком шит!

Отнюдь не правды мы ищем, обращаясь к астрологу с просьбой раскрыть наши натальные карты. "Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее..." - подобно пушкинской царевне, тысячи людей кокетничают перед звездными зеркалами, едва ли будучи готовыми узнать нелицеприятную правду о себе. Куда проще списать жизненные ошибки на знаки зодиака, чем искать причину в себе и принять ответственность за свою жизнь. Дело вовсе не в звездах; "извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека", - говорит Христос (Мк. 7, 21-23). Я такой, какой я есть, не потому, что я вырос в такой стране и меня так воспитали. Я такой, какой я есть, не потому, что я козерог. Я сам захотел стать тем, кого из себя представляю сейчас. Нужна известная смелость, чтобы во время Великого поста вместе со всей Церковью повторять обращенные к Богу слова: "Господи, даруй мне зрети моя прегрешения". Произнося их, мы признаем, что наше видение не только мира, но и самих себя является неполным и искаженным.

Современный человек, по большей части, страдает от неуверенности не только в себе, но и в завтрашнем дне. Это ощущение, которое и притягивает любителей астрологии в небесные сферы, хорошо выразил на заре XX века Федор Сологуб:

Мечтать о дивных чудесах
Хочу, как встарь, - и не мечтаю,
И в равнодушных небесах
Пророчеств новых не читаю.
Жить с чувством неопределености страшно: кто знает, что случится завтра?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.

Вместе с пушкинским героем вздыхаем и мы, тревожась за себя и за близких. Телевидение разгорячает фантазию: катастрофы, природные катаклизмы, криминальная хроника. В чем же выход? Как узнать, что будет завтра?

"Не забывайте,- скажет астролог, - что и Священное Писание говорит о пророках, которые предсказывали будущее. Что же в этом плохого?" Возразим, что в Ветхом Завете служением пророков было отнюдь не стремление заглянуть в замочную скважину грядущего, а утешение и обличение. Предсказывая скорбное будущее, вызванное, впрочем, человеческими грехами, а не комбинациями созвездий, пророк всегда предлагает альтернативу: "Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!.. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: Беззаконие - и празднование! <...> Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, научитесь делать добро: ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда прийдите - рассудим", - говорит Господь. "Если будут грехи ваши как багряное - как снег убелю; если будут как пурпур - как волну убелю", - так возглашает пророк Исаия (Ис. 1, 4-6; 13, 16-18). Что же делать нам сегодня, если в течение XX века русские пророки оказывались, по большей части, в тюрьмах или в эмиграции? Кого нам слушать?
Конечно, можно начинать день с астрологического прогноза, создавая иллюзию предсказуемости событий. А можно встать перед Тем, о Ком псалмы говорят: "...сотворил светила великие, солнце, царящее днем, луну и звезды, царящие в ночи" (Пс. 135). Ощутить Его присутствие, сказать несколько простых слов: "Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой..." Было бы странно подумать, что человек, способный осмысленно обратить эти слова к Богу, нуждался бы в дополнительной астрологической защите - наверняка Тот, кто сотворил звезды, сохранит нас лучше тех, кто пытается читать карты звездного неба. Ориген, христианский писатель III века, задает закономерный вопрос: если нелепо думать, что на жизнь Христа повлияли звезды, почему мы должны думать, что сами зависим от небесных светил? И если в человеческих грехах и пороках виноваты звезды, не получается ли, что Бог, сотворивший видимый и невидимый мир, есть источник зла в мире и в человеческой душе?

Предавая свою жизнь в руки Божии, человек открывает для себя, что нет "хороших" и "плохих" дней, "счастливых" и "несчастливых" чисел. Малодушие, боязливость и суеверность отступают. Не нужно плевать через левое плечо и стучать по дереву. Знакомясь с человеком, не нужно узнавать, когда он родился. Появляется неведомое доселе чувство - чувство свободы.

Но не стоит обольщаться. Едва ли новообращенный христианин, бросив в печку астрологические прогнозы, мгновенно обретет в церковной жизни ту свободу, о которой говорит Христос: "познаете Истину и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 32). Путь человека к свободе непрост. "Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? <...> Если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом" (Исх. 14, 11; 16, 3), - скорбели евреи, освобождаемые из рабства. Свободу обретает тот, кто ее ищет, однако в Советском Союзе выросло несколько поколений людей, для которых понятие свободы, ответственности оказываются весьма размытыми. Протоиерей Александр Борисов в своей книге "Побелевшие нивы" отмечает: "В странах с укоренившейся христианской этикой имеется четкое осознание личной ответственности: „Бог за мои грехи спросит с меня". Отсюда я сам и должен отвечать за мои дела и поступки. Для советского человека, напротив, характерно чувство коллективной ответственности: не „я", но „мы". Поэтому люди, приходящие сейчас в Церковь от не вполне определенного и осознанного „что-то есть", идут не столько с чувством собственной вины за жизнь, прожитую без Бога, сколько с чувством, что им чего-то в жизни недодали". Сегодня большая часть этих людей считает себя православными, единицы стали членами Церкви на деле. Они подолгу топчутся на церковном пороге, не находя в себе сил его переступить: "Вы же знаете, как нас воспитали... Нас не учили..." Это нежелание принять на себя ответственность за собственное духовное состояние и за свою жизнь вообще приносится и в церковную жизнь. Едва ли слово "свобода" является хоть сколько-либо значимым в современном церковном лексиконе. Тысячи людей ищут "старцев", на плечи которых можно было бы переложить ответственность за собственные действия. В этом случае "послушание" есть всего лишь форма глупости, инфантильности и малодушия. "У меня муж был неверующий, и меня духовник благословил развестись", - есть ли священник, который не слышал подобных фраз?..

"Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему", - повествует о волхвах апостол Матфей (2, 10-11). Хочется верить, что хотя бы кого-то из современных потребителей астрологической индустрии интерес к звездному небу приведет ко Христу, как и евангельских волхвов.

Комментарии (0):

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins