РАЗДЕЛЫ

АВТОРЫ


ВОПРОС
православному
священнику


ВОПРОС
православному
психологу


ССЫЛКИ


 

 

Отправить открытку

 

Главная

О проекте

Контакты

О журнале

 
Разделы  |  Беседка  |  наши гости
 
24 июня 2010 г.  

Протоиерей Александр Немчинов: «Жизнь есть величайшее чудо»

Что называют чудом в Церкви и в миру? Почему даже очевидные чудеса не являются для многих прямым подтверждением веры? Да и вообще, нужны ли они в нашей жизни? С этими вопросами мы обратились к протоиерею Александру Немчинову.

– Отец Александр, почему у современного человека так велика потребность в чуде?
– Все очень индивидуально. Например, для многих новичков в христианстве это поиск подтверждения Евангельских чудесных событий, интуитивная попытка доказательства истинности выбранного ими духовного пути.
Люди, которые только пытаются уверовать (а это порой требует волевых усилий) ищут в чудесах какую-то зацепку, пытаются ощутить, пережить, увидеть соприкосновение с запредельной реальностью.
Но чаще всего, увы, эта потребность имеет характер утилитарный. Т.е. когда естественных земных средств недостаточно для достижения желаемого результата, многие, не желая смириться с этим, пытаются решать свои вопросы сверхъестественным, «чудесным образом». Именно такой поиск чудес, приводит к той или иной форме магии, часто замаскированной под религиозные формы.
– Обязательно ли нужно чудо, чтобы уверовать?
– Нет, не обязательно. Мало того, часто бывает, что чудо, которое помогло человеку прийти к вере, со временем им же воспринимается по-иному. Тогда уже сама вера осознается как чудо. Т.е. обретая определенный духовный опыт, зрелость, человек осознает собственную наивность и впечатлительность.
Хотя здесь нужно несколько разграничить объем понятий, уточнить, что в данном случае мы называем чудом. Если это какое-то откровенно нарушение и разрушение естественных законов, вызывающее у очевидцев страх и ужас (мы сейчас не станем уточнять происхождение таких «чудес»), то они, как раз, если и приведут к вере, то наиболее вероятно, что не к Православной. Хотя всякое бывает.
Если же это осознание чудесного во всех проявлениях нашей жизни и осознание того, что ЖИЗНЬ сама по себе уже есть величайшее чудо, то это восхищает человеческий ум и дух к Источнику, Причине, Создателю этого чуда.
– Почему же одни видят в самой жизни чудо, а другие – нет?
– Мало того, уже понимая, что феномен жизни – это чудо, до сих пор не имеющий научного объяснения, одних это приводит к вере, а других – нет.
Главная причина здесь, пожалуй, это благодарность, как свойство личности. Т.е. постигая то, что это жизнь, и мы, как ее составляющее, вызваны из небытия Творцом нашим Богом, тем более, что человек это венец и цель творения, у людей рождается благодарность за все, что Господь творит и для человечества, и для каждого из нас в отдельности. В то время, как неблагодарных людей такие мысли оставляют равнодушными. Вот почему святитель конца IV – начала V в. св. Иоанн Златоуст пишет: «Вера есть удел душ благодарных».
– Батюшка, как относится Церковь к сообщениям о чудесных событиях?
– Смотря к каким. Здесь важно определить первое: точно ли это чудо, а не мистификация. И если нет, то, каково происхождение этого чуда. Если оно от Бога, то в людях, оно порождает нравственное изменение, преображение, побуждает к покаянию, благоговению. Но если это чудо имеет демоническое происхождение, то оно воспринимается как сенсация, лишает человека мира и внутреннего равновесия, приводит, к нездоро- вой восторженности и психическим изменениям.
– Несколько раз Спаситель говорил, чтобы исцеленные Им не разглашали о чудесном исцелении. Почему?
– По мнению некоторых толкователей, для того, чтобы молва об исцелениях не дошла до Иерусалима раньше Его прихода, и враждебно настроенные священники не сказали бы, что никакого недуга и не было.
– В таком случае, нуждается ли чудо в сокрытии или к нему нужно привлекать всеобщее внимание?
– Опять же, смотря в каких случаях. Вот, например: история Христианства, вхождение и утверждение веры, Церкви Христовой в языческом мире, настроенном к ней враждебно, в котором предпринимались неоднократные попытки полного физического уничтожения Церкви, это величайшее чудо. Его, конечно же, нельзя скрывать. Или возрождение и полное перерождение человека в Церкви, которого все уже считали безнадежным, такое - чудо тоже скрывать незачем.
Если это чудо, скажем, мироточения, то об этом нужно, прежде всего, сообщить правящему архиерею или священнику. И рассказывать о нем можно только после того, как Церковь признает и подтвердит достоверность этого чуда.
Ну, а уж, что касается таких чудес, как вдруг откуда-то появившиеся «духовные дарования», «пророчества, «ясновидения» «вещие сны» и прочее, то о них можно и нужно рассказывать ТОЛЬКО на исповеди и молиться о том, чтобы Господь избавил от них, пока горе - «чудотворец» не распалился гордыней и надмением, и не дошел до неизлечимой формы душевной болезни.
– Зависит ли чудо от нашего субъективного мировосприятия?
– Несомненно, зависит. Так, например, в Евангелии мы читаем о том, как в Своем отечестве, в Назарете, Иисус не был понят и принят земляками, «и не совершил там многих чудес по неверствию их». (Мф.13.58). И напротив, твердая вера римского центуриона делает возможным исцеление его слуги. Сам Господь, восхищаясь его верой, говорит: «Как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8.13). А вот апостол Петр – напротив, шел по водам навстречу Господу до тех пор, пока не усомнился. Думаю, что подобная взаимосвязь веры и чуда имела и имеет место в жизни каждого верующего человека.
– Нужны ли вообще людям чудеса?
– Раз они имеют место, значит нужны. Без необходимости Господь не совершил бы ни одного чуда. Он не поддается, например, на дьявольское искушение броситься вниз с крыла Иерусалимского храма, (Мф.4. 5 – 7) а Ироду, надеющемуся «увидеть от Него какое-нибудь чудо», отвечает безмолвием (Лк.23.8). Потому что пустое и никому не нужное чудо – это всего лишь фокус, не сопоставимый с самим Образом Божиим. Поэтому, если уже Господь совершил то или иное чудо, значит, обойтись без него, действительно, нельзя.
– Бывает тяжело разобраться и различить, где истинные, а где ложные чудеса. Каковы их признаки?
– Чаще всего, чтобы разобраться нужно время. Поскольку выводы, сделанные под впечатлением от произошедшего события, могут быть эмоциональны, а, значит, не очень точны. Самое же главное свидетельство Божественности чудес, это духовное и нравственное преображение в человеке, пережившем это чудо.
– Часто бывает, что даже духовно опытные люди могут назвать чудом простые совпадения. Как отличить, где действительно чудо, а где совпадения?
– Опять же, должно пройти какое-то время, чтобы можно было более объективно оценить ситуацию и увидеть в ней присутствие и действие Божие.
Так, например, Лука и Клеопа поняли, что с ними говорил Сам Воскресший Спаситель не во время беседы, а только лишь после того, как Он стал невидимым для них.: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил с нами»(Лк.24.32).
Мало того, то, что нам кажется простым стечением обстоятельств, на самом деле может быть действием Промысла Божия, т.е. чудом. Да и вообще, верующий человек во всем видит Его живое и непосредственное присутствие. Т.е., «кто верит в случай, тот не верит в Бога».
– Отец Александр, а как бы Вы определили понятие «чудо»?
– Наверное, это проникновение первичной гармонии созданного Богом мира в нашу обыденную реальность. Ведь все зло и нестроения нашей жизни это – результат грехопадения человека, искажения самих основ антропологической природы, и как следствие – искажение всего, с чем соприкасается человек. Так вот, истинное чудо – это проблески того прекрасного первозданного мира в нашей унылой действительности, как свидетельство Божественной благости и милосердия.
– Существует некий парадокс: многие верят в христианские чудеса, а жизнь их от этого не меняется, почему?
– Думаю потому, что одной лишь веры недостаточно. Вера, (как известно) «без дел мертва», (Иак. 2. 20) она должна быть плодотворной и деятельной: только тогда она совершает в жизни человека перемены.
– Есть мнение, что чудо хороший способ проповеди. Так ли это?
– Из пастырской своей практики могу сказать, что рассказ о чудесах в проповедях, беседах, далеко не всех впечатляет, некоторых – наоборот, может и оттолкнуть.
– Иной раз создается впечатление, что некоторым через чудо легче уверовать, но жизнь в Церкви строится не на чудесах…
– Не знаю, может быть. Видите ли, что касается того, чтобы уверовать, то тут каждый проходит путь индивидуальный. Далеко не для всех, хотя для многих чудо является первичным толчком. А вот, что касается жизни Церкви… в ней все является чудом: каждое таинство, священнодействие – это великое чудо Божие.
Духовное перерождение, полное изменение всей жизни человека, это ли не чудо?! А таинство евхаристии, наше живое присутствие и участие в самой Тайной Вечери – чудо из чудес! Именно на таких чудесах и строится жизнь Церкви. Ну, а чудеса какие-то особые – только укрепляют Церковную жизнь и нашу веру.
– Кто-то сказал, что вера в чудеса углубляет одиночество человека в мире. Вы согласны с этим мнением?
– Мне кажется, что если человек зацикливается на этих мыслях, то да. Очень характерная черта нашей церковной действительности, это люди, пытающиеся напряженно и настойчиво найти нечто сверхъестественное. Слова о том, что чудеса не нужно искать, они вокруг и внутри нас для таких людей бывают совершенно не убедительны. Вполне логично, что для окружающих такие люди становятся странными, непонятными да и неприятными. Потому что мысль о своей неординарности, избранности в этом случае неизбежна, а она обязательно порождает явные или скрытые надменность и апломб, приводит не только к одиночеству, но и к психическим расстройствам.
– Каким должно быть отношение православного христианина к чудесам?
– К чудесам, истинность которых засвидетельствована Церковью, православные христиане должны относиться благоговейно, трепетно. К тем же, о которых Церковь прежде всего в лице правящего архиерея пока молчит, лучше всего – с хорошей долей недоверия.

Беседу провел Константин Новак

Комментарии (2):

2. Ирина (Дата: 2010-10-28)

Да…., чудеса с верующими людьми – спорить, конечно, не буду – несомненно, происходят. Но не удержусь, что бы не обратить внимание на то, что так же присутствует огромная доля и психологического момента. Каждый человек видит то, что он хочет увидеть. Если человек будет ходить в Церковь (хотя бы) каждое воскресенье, с одной и той же мыслью (будь то желание или мечта) и просить у Бога её осуществления, он сам себя приближает к ней, а мысли (как известно) материализуются – и это уже бОльше анатомический (психологический) вопрос. Он, даже, не замечая того, будет делать существенные шаги в реальной жизни для достижения цели. А, как известно, «человек живет, пока у него есть цель», а точнее, наверное, «человек всю жизнь идет к цели, и когда определенная цель достигнута, он моментально ставит перед собой другую, иначе, жизнь начинает терять смысл». Возможно, я не права….

 
1. Ирина (Дата: 2010-10-28)

Ну, обязательно, психологический настрой «я хожу в Церковь, молюсь и Бог, несомненно, мне поможет», ведь так? Очень точно подмечено «Как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8.13)… ну, правильно, насколько ты верил, настолько уверено и «шагал». Насколько я знаю, Бог не даёт нам осуществленную мечту, Он даёт нам возможности её осуществить…

 

Вы можете оставить свой комментарий:



 
Введите сумму чисел с картинки:


 
Последний журнал

Архив журнала


Приобрести журнал


Ваше мнение

 
Какие проблемы женщин остаются сегодня в тени?
Материнство
Духовная жизнь
Вопросы здоровья
Самореализация
Социальная защищенность женщин
[Результаты]

Милосердие

 

Архив новостей


Ваша помощь

 

Адрес редакции журнала "Самарянка"
49027, Днепропетровск, а/я 1853
Телефоны редакции: (056)789-15-48
e-mail: samaryanka@i.ua
powered scooter
Материалами можно пользоваться без письменного разрешения редакции. Cайт - православный, некоммерческий.
Cсылка на http://samaryanka.in.ua обязательна.
Редакция может не разделять мнения авторов публикаций.
Рукописи не возвращаются и не рецензируются.
Веб-программист: студия создания сайтов "Inpost"
fut coins, fut 15 coins,cheap fifa coins,cheap fifa 15 coins